Народная газета

Современный театр помешался на кассе

Народная артистка Беларуси Людмила Корхова о своей творческой судьбе

Наш самый южный театр — Гомельский областной драматический — в этом году выпустил сразу несколько заметных премьер. В одной из них, спектакле “Ваша сестра и пленница” по пьесе Людмилы Разумовской в постановке Якова Натапова, роль английской королевы Елизаветы блистательно исполнила народная артистка Беларуси Людмила Корхова (Лавринович). До этого в ее богатой творческой биографии были яркие спектакли с Валерием Раевским, Ридом Талиповым, Владимиром Короткевичем, Лидией Монаковой... Мы попросили Людмилу Константиновну поделиться своими мыслями о театральном процессе и своей творческой судьбе.

Фото Владимира Ступинского

— Начинала я с лирических героинь. Потом играла Медею, тоже, кстати, по пьесе Людмилы Разумовской. Ставила спектакль Лидия Монакова. Она здесь работала главным режиссером в 1990-х. Пожалуй, это моя самая тяжелая роль. В повседневной жизни я бываю очень разной: и неуверенной в себе, и нежной, и вдруг — непреклонная! Сама себя порой не узнаю. В “Ладдзе роспачы” Владимира Короткевича в постановке Николая Трухана играла Смерть и королеву Бону, ее же в “Черной панне Несвижа” Алексея Дударева. В списке моих ролей — Васса Железнова, леди Гамильтон, Коробочка...

Я благодарна судьбе, что она меня сводила с талантливыми режиссерами: Иосиф Попов, Владимир Короткевич, Валерий Раевский, Рид Талипов... Раевского я понимала, чувствовала его, знала, как и чем наполнить предложенные мизансцены. Очень любила работать с Ридом Талиповым, мне нравились его новаторский подход, эксцентричность, некий налет абсурда. И зритель хорошо относился к этим постановкам. Во всех спектаклях Талипова я играла главные роли.

Сегодня просто сошли с ума на кассовых сборах. К нам в Гомель приезжает столько московских антреприз и эстрадных исполнителей, что конкуренция просто огромная. Хотя качество зачастую хромает. Украинский рынок для российских артистов оказался закрыт, вот они и хлынули к нам. Стало сложнее работать. У театра поменялся курс в сторону развлекательного жанра. Ушла с поста директора Валентина Роговская, она — человек высокой духовной культуры, всегда чувствовала потребности зрителя, держала высокую планку. Мне по-человечески была близка ее духовная позиция. На мой взгляд, театр и нужен для духовного общения со зрителем. Разве он может поразить, как цирк или эстрада?

Появилась и другая задача — оторвать людей от интернета. Валерий Раевский всегда говорил: “Надо беречь время зрителей”. Я всегда была против длинных спектаклей. Это его школа. Надо экономить время людей.

С режиссурой как-то совсем плохо. Во всяком случае у нас ее нет. Сергей Ковальчик, Лидия Монакова, Яков Натапов, на мой взгляд, хорошие крепкие режиссеры, но они все приглашенные. С Натаповым у нас был очень хороший спектакль “Спортивные сцены 1981 года” по пьесе Эдварда Радзинского. Тогда это стало событием не только для Гомеля, но и для всей театральной жизни Беларуси. На спектакль пришла вся интеллигенция. Я играла женщину, несчастную в браке, к которой присосался ее муж. Кстати, Татьяна Доронина исполняла эту роль в спектакле театра имени Ермоловой в Москве. Публика ловила каждое слово! Вот о чем я грущу. Сейчас зрителя испортили спектаклями на потребу, дешевыми пьесами — только бы билеты покупали.

Когда я пришла в театр, играла в пьесе Бориса Рацера и Владимира Константинова “Десять суток за любовь”. И сейчас все это, к сожалению, вернулось. Михаил Мамедов выпустил в нашем театре премьеру “Незамужняя женщина” по пьесе “Стихийное бедствие” этих же авторов. Да, развлекательный жанр имеет право на жизнь, но не стоит забывать о своих традициях. Искреннее жалею, что из репертуара нашего театра убрали серьезные названия. Я не люблю дешевых вещей, грубых решений. Я все-таки ученица Дмитрия Орлова и Бориса Платонова. В начале этого года в театре состоялась премьера спектакля по пьесе Людмилы Разумовской “Ваша сестра и пленница” в постановке режиссера Якова Натапова. Мне выпала честь сыграть роль английской королевы Елизаветы. Считаю этот спектакль одним из лучших среди того, что было создано в нашем театре за последнее время.

Была бы рада, если бы в Беларуси объявили Год театра, как в России. Это привлекло бы внимание общества к нашим проблемам. Я вижу по молодым артистам, что уходит актерская школа. За все годы никто из выпускников Белорусской академии искусств, кроме Дмитрия Байкова, не пополнил нашу труппу. Если бы не было заочного обучения, мы просто пропали бы. Все выпускники академии застревают и оседают в Минске.

Помню, как мы начинали работать с Пашей Харланчуком. Вместе с ним я играла в спектакле “Жюльен и Коломба”. Он изначально был актером по природе — практически еще ничего не умел, а глаз уже горел! Он рос на наших глазах и сегодня стал настоящей звездой...

Осенью исполнится 50 лет, как мы с мужем, актером Александром Лавриновичем, окончив Белорусский театрально-художественный институт, начали работать в Гомельском областном драматическом театре, единственном в моей творческой судьбе. Здесь всегда было и сложно, и интересно. Представьте, что за последние 10 лет у нас уже шестой директор — Оксана Руденок. А еще осенью наш театр со спектаклем “Дядюшкин сон” по Достоевскому в
постановке Лидии Монаковой примет участие в Международном театральном фестивале в Великом Новгороде. Я буду играть в тандеме с прекрасным актером, заслуженным артистом Беларуси Юрием Фейгиным.

...Не могу не отметить, что мы с вами встречаемся в Год малой родины. Я всегда с теплом в душе вспоминаю свою малую родину — Чечерск. Уютный, чистый, красивый городок с ратушей в центре города, где на улице Партизанской до чернобыльской катастрофы находился мой дом. Горжусь тем, что земляки избрали меня почетным гражданином Чечерского района.

Некоторые из наград Людмилы Корховой

• 2005 год — главный приз Белорусского союза театральных деятелей “Хрустальная Павлинка” за яркую и талантливую жизнь в театре.

• 2006 год — Почетная грамота Гомельского областного Совета депутатов.

• 2008 год — главный приз Международного фестиваля “Славянские театральные встречи” за роль Мурзавецкой в спектакле “Волки и овцы” А.Н. Островского. Режиссер В.Н. Раевский (Гомель).

• 2009 год — Почетная грамота Гомельского областного исполнительного комитета.

• 2010 год — главный приз Международного фестиваля “Славянские театральные встречи” за роль Вассы Железновой в спектакле “Крестная мать” М. Горького. Режиссер В.Н. Раевский (Брянск).

• 2011 год — диплом XI Международного фестиваля “Славянские театральные встречи” за духовность и нравственность. За мастерство в воплощении русской классики — за роль Кукушкиной в спектакле “Доходное место” А.Н. Островского. Режиссер Г.М. Гольдман (Гомель).

• 2011 год — присвоено звание “Почетный гражданин Чечерского района”.

• 2011 год — Почетный знак Министерства культуры Беларуси.

• 2012 год — Благодарность министра культуры Беларуси.

• 2014 год — медаль Гомельской епархии Белорусской православной церкви за высокое профессиональное мастерство, активное участие в общественной жизни театра и сохранение духовных традиций города.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
ТЕГИ:
Загрузка...