Совместные проекты и обоюдные инвестиции

Аким Северо-Казахстанской области о связях регионов в ЕАЭС

Реализация совместных проектов должна способствовать повышению благосостояния

Комплексное сотрудничество регионов стран, которые войдут в Евразийский экономический союз, подразумевает проработку регионального аспекта развития данного интеграционного объединения. Какие наиболее актуальные вопросы взаимодействия регионов должны найти отражение в правовой базе нового интеграционного объединения? На этот и ряд других вопросов отвечает аким Северо-Казахстанской области Республики Казахстан Самат Сапарбекович ЕСКЕНДИРОВ.

— Действенным инструментом регионального развития в рамках Евразийского экономического союза, на мой взгляд, могло бы стать законодательное закрепление обязательств национальных компаний стран-участниц во вложении инвестиций в экономику регионов друг друга, реализации совместных проектов в приоритетных секторах, трудоустройстве специалистов на создаваемых предприятиях в равной доле. Для этого в Казахстане имеются необходимые условия. В рамках проводимой политики индустриально-инновационного развития совершенствуется законодательство, в том числе по привлечению иностранных инвестиций. Составлены и регулярно актуализируются карты индустриализации страны и регионов. Реализация проектов при участии в них позволяет обратить внимание на планируемые к производству товары еще на стадии создания предприятий. Совместные проекты должны способствовать не только развитию реального производства, трансферту технологий, но и обмену опытом, обеспечению занятости населения регионов, повышению их благосостояния.

— Сама идея создания Евразийского экономического союза подразумевает прагматичное получение выгоды всеми его участниками. А что конкретно в связи с этим просматривается на перспективу в Северо-Казахстанской области?

— Наша область аграрно-индустриальная: сельскохозяйственная отрасль занимает четвертую часть в валовом региональном продукте, переработкой сельхозпродукции занимаются более 500 предприятий. В 2013 году ими выпущено продукции на 8,4 процента больше, чем в 2012-м, что свидетельствует об увеличении спроса, в том числе на внешних рынках. В этой связи для предпринимателей области открываются возможности освоения новых рынков сбыта. Для налаживания партнерских отношений с предпринимателями Беларуси в ноябре 2013 года организована и проведена торгово-экономическая миссия хозяйствующих субъектов Северо-Казахстанской области в Минск. В 2014 году планируется проведение такой миссии в ноябре. Отмечу, что в настоящее время в рамках налаженных партнерских связей товаропроизводители нашей области импортируют сельскохозяйственную технику, произведенную в Республике Беларусь. Также завозятся холодильное оборудование, мебель, части и принадлежности транспортных средств. Для развития партнерства в июне 2013 года руководители агроформирований области приняли участие в национальной выставке «Беларусь ЭКСПО-2013». Таким образом, формирование Евразийского экономического союза позволит укрепить конкурентные преимущества региона — обеспечить товаропроизводителей области белорусской сельхозтехникой, также будет способствовать расширению производств предпринимателей за счет возможности освоить рынки сбыта Беларуси.

— С какими сложностями приходится сталкиваться на этом пути сейчас?

— Известно, что в процессе интеграции страны проходят несколько этапов, на которых определяются и согласовываются единое видение, единые подходы к проведению внутренней и внешней по отношению к создаваемому объединению политики, их законодательное закрепление. Об этом свидетельствует опыт Европейского союза, Центральноамериканского и Южноамериканского общих рынков и других объединений.

При этом мировая практика показывает, что существует несколько видов или стадий экономической интеграции: зона свободной торговли, далее — таможенный союз, общий рынок, и завершение — экономический союз. Поэтапно идет формирование и Евразийского экономического союза. Ему, как известно, предшествовало введение на территории Казахстана, России и Беларуси с 1 июля 2010 года единого таможенного тарифа, позднее — создание Таможенного союза, Единого экономического пространства. Северо-Казахстанская область, как и другие регионы нашей страны, проходит те же этапы. В настоящее время в рамках подготовки центральными государственными органами законодательной базы Евразийского экономического союза участвуем в выработке предложений к единой политике стран — участниц объединения от казахстанской стороны.

Специфика единой макроэкономической, промышленной и торговой политики должна отражать особенности национальных экономических систем Казахстана, России, Беларуси. Прежде всего это эффективное использование конкурентных преимуществ — внедрение инноваций в добычу и использование топливно энергетических ресурсов, производство сельскохозяйственной продукции с обеспечением глубокой переработки. Во-вторых, единый подход к постепенному переходу экономик Казахстана и России от сырьевой направленности к увеличению производства готовой продукции во всех секторах экономики. В Казахстане этому призвана способствовать реализуемая Программа форсированного индустриально инновационного развития страны. В-третьих, необходимо создать условия для эффективного функционирования единого рынка труда на территории стран участниц, что позволит обеспечить занятость населения, доходы, а значит, будет способствовать повышению уровня жизни. Думается, эти универсальные принципы найдут свое отражение в законодательстве Евразийского экономического союза.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter