Как Беларуси заработать на Европейских играх?

Совместить хорошее с лучшим

История Олимпийских игр исчисляется веками. Региональные мультиспортивные события, организованные по принципу Олимпиад, в Америке и Азии проводятся уже не один десяток лет. А вот Европейские игры, которые в следующем году примет Минск, станут лишь вторыми. Эта уникальность, с одной стороны, открывает перед организаторами новые возможности, а с другой — сталкивает их со ставшими в последнее время весьма актуальными и злободневными вопросами. Главный из них — финансовый.

фото белта.

Как сделать мультиспортивные соревнования не только интересными и зрелищными, но и выгодными, в спорте всерьез задумались лишь два десятка лет назад. Последними же прибыльными Играми считается Олимпиада 1984 года в Лос–Анджелесе. С тех пор столь же эффективно договориться с телевизионными компаниями и столь же рационально использовать имеющиеся в распоряжении ограниченные средства не удавалось никому. Финансовая сторона Пекина–2008, Сочи–2014 или Рио–2016 вовсе заставляла схватиться за голову: «Как вообще с такими расходами можно сделать мегаспортивные события окупаемыми?» Профессионалы утверждают: можно. Cтарший менеджер российской практики PricewaterhouseCoopers в области консультирования спортивных клубов Александр Кардаш во время состоявшейся в Минске конференции Sport Connect приводил весьма наглядные диаграммы и утверждал: выгода от подобных событий не исчисляется лишь суммой, вырученной от продажи билетов. Экономический эффект при должном планировании получил даже прошедший в Ульяновске чемпионат мира по бенди. При этом выглядящий априори прибыльным этап Гран–при по автогонкам в классе «Формула–1» в Баку для организаторов превращается в исключительно имиджевый проект: львиную долю прибыли забирают себе владельцы гоночной серии.

С Европейскими играми все тоже очень непросто. Менеджер по маркетингу фонда «Дирекция II Европейских игр 2019 года» Максим Кошкалда напоминает про важность имиджевых приобретений для страны и долгосрочное наследие: построенные и отремонтированные объекты (их, конечно, и без Европейских игр собирались строить и реконструировать, но близость топ–турнира значительно ускорила процесс), приведенный в порядок город, туристическую привлекательность. Все это имеет право на жизнь, но не отменяет коммерческую сторону вопроса. Так реально ли сделать столь масштабное событие если не прибыльным, то хотя бы самоокупаемым?

Предпосылки для этого у белорусских организаторов имеются. К примеру, в отличие от Баку, где проходили первые Европейские игры, в Минске не пришлось возводить с нуля дорогостоящие спортивные объекты. Доходную часть также планируется почти полностью оставить организаторам. С Европейским олимпийским комитетом будет поровну разделена лишь прибыль от главных партнеров. При этом из 15 включенных в программу вторых Игр видов спорта в десяти Минск примет квалификационные соревнования Олимпиады в Токио, а в четырех — чемпионаты Европы. До 160 (включая Новую Зеландию и Китай) увеличилось количество стран, заинтересованных в приобретении телетрансляций. В распоряжении дирекции — опыт проведения в Беларуси чемпионата мира по хоккею. Однако в отличие от 2014 года теперь иметь дело организаторам придется не с изначально востребованным и раскрученным хоккеем, а со значительно уступающими ему в рейтингах пляжным футболом, стритболом или самбо. Выход Максим Кошкалда видит в максимальном вовлечении жителей страны в намечающийся спортивный праздник.

— Мы постараемся сделать не просто спортивные соревнования, а масштабный фестиваль. Будет организовано 5 фан–зон, в том числе на улице Октябрьской и на Немиге — возле Дворца спорта. На Октябрьской будут проходить демонстрационные выступления представителей видов спорта, которые пока не попали в олимпийскую программу. Например, там будет скейтборд, который в качестве демонстрационного вида появится на Играх в Токио. Планируется организовать детские зоны, чтобы пришедшие люди могли не просто смотреть за соревнованиями, а были бы максимально вовлечены в происходящие вокруг события. Важно помнить, что болельщики идут не только за спортивным результатом и флагом своей страны. Они идут хорошо провести время.

komashko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter