Советские мушкетеры: 25 лет спустя

В 1978 году начались съемки одного из самых культовых советских фильмов "Д'Артаньян и три мушкетера".
В 1978 году начались съемки одного из самых культовых советских фильмов "Д`Артаньян и три мушкетера". Все эти годы, однажды сказал исполнитель роли Атоса Вениамин Смехов, "я стеснялся развлекать публику байками о трех мушкетерах. Тогда мне все казалось несерьезным, и такого успеха я никак не ожидал. Я пророчил скучную премьеру, но, когда среди поклонников фильма я обнаружил писателя Натана Эйдельмана и поэта Давида Самойлова, я расстался с сомнениями". А произошло все в январе 1978 года, когда одесский режиссер Юрий Хилькевич позвонил артисту Театра на Таганке Вениамину Смехову и предложил сняться в фильме о мушкетерах по сценарию Розовского, с музыкой Дунаевского и со стихами Ряшенцева. "Д`Артаньян и три мушкетера" снимали во Львове (парижские сцены и резиденция короля), в Одессе и под Одессой (дворцы, интерьеры и море). Музыку записывали в Полтаве, а песни - в Москве и Питере. "Опять скрипит потертое седло..." Ни один из героев до съемок не умел ездить на лошади. Актерам постоянно твердил, как заповедь, тренер из Львова: "Лошадь - существо нежное, если вдруг почует на себе пьяного - понесет". Но почти всегда мушкетеры садились на лошадь навеселе. Однажды Игорь Старыгин (Арамис) приехал из Москвы на съемки после спектакля абсолютно трезвый, как стеклышко. Утром начались съемки, мушкетеры взгромоздились на лошадей. А конь Арамиса вдруг рванулся и начал лягаться задними ногами, пытаясь сбросить с себя седока (не привыкла лошадка к трезвому Старыгину). Это ему удалось - Арамис постыдно грохнулся наземь. Михаил Боярский на удивление быстро овладел своим конем Хасканом. Валентин Смирнитский (Портос) не позволял лошади учуять своей неопытности. Наверное, коню Портоса пришлось хуже всех. Дело в том, что для того, чтобы мушкетер выглядел внушительнее, на него, и так полного, надевали еще несколько кило одежды, поэтому лошади было не до шуток. Смехову достался конь по кличке Воск. В Москве актер по два раза в неделю тренировался на ипподроме. Тренер - пожилая женщина - сказала, что в молодости ухаживала за лошадьми Буденного. Шагом и рысью под ее чутким руководством Смехов овладел, галопом не успел. А во Львове как раз потребовалась быстрая езда. Воск не собирался напрягаться, пришлось Боярскому учить его галопу. Рассказывали, что восьмилетняя лошадка в двух десятках фильмов носила героев, а теперь устала. В одной из сцен понеслись галопом, Воск вырвался вперед и, как вспоминает Смехов, "Боярский закричал мне вслед: "Атосик, это уже аллюр!" Но съемочная группа была довольна, сцена получилась отличная, только вот лошадь останавливаться не захотела. Перемахнула через овраг и стала на дыбы, сбросив Смехова с седла. Подбежал Владимир Болон, тренер по фехтованию и актер: "Веня, если ты жив - молчи. Мы из дирекции выбьем оплату трюковых под твою смерть". "Трюковые" таки выбили, чем привели Атоса в чувство. "...И ветер холодит былую рану" Вообще, на съемках было много сцен, в которых актеры могли серьезно пострадать. В опере в Одессе снимали сцену боя д`Артаньяна с гвардейцами, которые "забаррикадировали" проход. Один из артистов неверно ударил боевой рапирой и проткнул Боярскому небо, выбив зуб. Сразу подскочила температура, позвонили матери Боярского в Питер. Но д`Артаньян, когда очнулся, снова помчался на съемочную площадку. "Есть в графском парке черный пру-уд" После выхода фильма к Смехову приносили пачки писем с комплиментами, в том числе и за то, как прекрасно он спел "Черный пруд". На самом деле все было не так прекрасно. Песню сочинил композитор Максим Дунаевский. До ее записи Смехов приходил к нему домой репетировать. Дунаевский играл на рояле своего отца, Исаака Дунаевского. Композитор планировал пригласить Александра Градского для тренировок с Атосом, но не хватило времени, и Смехову пришлось ехать на запись таким, какой есть. Дунаевский посоветовал не дрейфить, выпить коньячку для храбрости - и вперед. В первый раз Смехов сфальшивил, пришлось перезаписывать. После нескольких рюмок коньяка актер пел увереннее, но, как оказалось, слишком. В общем, с грехом пополам записали на студии один куплет в песне мушкетеров и отправили певца домой, обещая переписать попозже. Но так и не записали новую версию - в фильме звучит голос одного из музыкантов. Смехов еще очень долго "доставал" Дунаевского, звоня ему днем и ночью и заунывно блея в трубку "есть в графском парке черный пру-у-уд". "Нас четверо. Пока еще мы вместе" "Боярский только на первый взгляд кажется хмурым эгоистом, на самом деле он надежный товарищ", - рассказывает о д`Артаньяне Атос. Как-то раз, уже через несколько лет после выхода фильма, Смехов позвонил Боярскому с просьбой встретить посылку для одного мальчика. Сказал, какой вагон, назвал адрес друзей. Тот мальчик, Алеша, будучи уже взрослым, вспоминал, как он открыл дверь и увидел на пороге настоящего д`Артаньяна с посылкой в руках - "от Атоса". Валентина Смирнитского можно было подбить на любое приключение. Он необычайно азартен, но при этом всегда остается добрым и незлобивым. Игорь Старыгин только на вид выглядел хрупким. Он лучше других переносил скачки и падения с лошади. Алиса Фрейндлих, исполнительница роли королевы, уже тогда известная артистка, была на съемках совершенно непритязательна. Когда другие актеры жаловались на отсутствие воды или еды, ее ставили в пример, мол, какая звезда, а без ропота голову моет холодной водой! Мушкетеры даже шуточную песню сочинили, в припеве которой звучало: "А Фрейндлих мыла голову холодною водой!" Маргарита Терехова была покладиста и выполняла все указания режиссера. Смехов признавался, что его долго мучила совесть за то, что пришлось убить героиню великолепной Маргариты. Через пару лет после съемок он рассказал об этом ей. Оказалось, что и она долго злилась на жестокосердного Атоса. Девиз наш - все за одного, и в этом наш успех! Фильм вышел на экраны, и его тут же обругали в газетах. Критики утверждали, что д`Артаньян получился неинтеллектуальным, и кого только не ставили ему в пример - от Гамлета до князя Мышкина. Точки над "i" расставило время: "Трех мушкетеров" по сей день любят зрители разных поколений. Помните, как в песне : И мы горды, и враг наш горд, Рука, забудь о лени! Посмотрим, кто у чьих ботфорт, Посмотрим, кто у чьих ботфорт, В конце концов согнет свои колени.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter