Совет вам да любовь!

До осени еще месяц, а в Беларуси уже почти свадебный бум. Очередь в столичные загсы расписана до конца октября. Только сегодня в Минске узы брака скрепят около 300 пар. Ажиотаж вполне понятен: многие торопятся заключить семейный союз до строгого Успенского поста (до 14 августа). Свадебный конвейер активен и в регионах. В Могилеве, например, каждую субботу регистрируют до 50 молодых семей. Свадьбы все экзотичнее. На днях жених Евгений Давыденко подкатил к подъезду невесты Марины на мотоцикле.Совет вам да любовь, молодожены! На снимке: счастливые молодожены Евгений и Марина ДАВЫДЕНКО из Могилева. ------------------------------ В четыре руки и в два утюга  писали  партитуру  своего  счастья  Татьяна  и  Антон  За восемнадцать лет брака Татьяна и Антон Черепаха ни разу не отдыхали друг от друга. Всегда вместе. В отпуск едут, обеды готовят, в квартире убирают. И трое их детей всегда рядом.  — Детей тоже воспитывали вместе. Когда те были маленькие, а муж приходил со второй смены, никогда не ссылался на усталость. Утверждал: «Ты не меньше моего устала да и дети не только твои, но и мои, так что и заботы о них мы должны делить поровну». Пеленки стирали в четыре руки, гладили двумя утюгами, — вспоминает Татьяна... Продолжение темы - далее...

До осени еще месяц, а в Беларуси уже почти свадебный бум. Очередь в столичные загсы расписана до конца октября. Только сегодня в Минске узы брака скрепят около 300 пар. Ажиотаж вполне понятен: многие торопятся заключить семейный союз до строгого Успенского поста (до 14 августа). Свадебный конвейер активен и в регионах. В Могилеве, например, каждую субботу регистрируют до 50 молодых семей. Свадьбы все экзотичнее. На днях жених Евгений Давыденко подкатил к подъезду невесты Марины на мотоцикле.Совет вам да любовь, молодожены!

На снимке: счастливые молодожены Евгений и Марина ДАВЫДЕНКО из Могилева.

--------------------------------

В четыре руки и в два утюга 

писали  партитуру  своего  счастья  Татьяна  и  Антон 

За восемнадцать лет брака Татьяна и Антон Черепаха ни разу не отдыхали друг от друга. Всегда вместе. В отпуск едут, обеды готовят, в квартире убирают. И трое их детей всегда рядом. 

— Детей тоже воспитывали вместе. Когда те были маленькие, а муж приходил со второй смены, никогда не ссылался на усталость. Утверждал: «Ты не меньше моего устала да и дети не только твои, но и мои, так что и заботы о них мы должны делить поровну». Пеленки стирали в четыре руки, гладили двумя утюгами, — вспоминает Татьяна. 

Мальчишки как-то рано стали самостоятельными. Шестнадцатилетний Андрей, хотя старше Мити всего на год, необычайно ответственен, всегда контролирует младших. А вот дочь, признается мама, испестовали. Но мальчишки не в обиде, на то она и девочка. 

Дочку Татьяна собиралась назвать Ксенией, но когда впервые увидела, поняла — на Ксению она совершенно не похожа. Выручили мальчишки. Решили, раз мама надеялась, что будет девочка, надо назвать ее Надеждой. 

На днях Надя расплакалась. Мол, старшим весело вдвоем, а она одна, и ей обязательно нужны братик или сестренка. Родители озадачились. «Я, собственно, всегда говорила, что еще разок в декрет обязательно схожу, — смеется Татьяна. — Так что есть над чем подумать». 

Почему бы и нет? И жилищные условия позволяют: недавно семья Черепаха получила ключи от новой трехкомнатной квартиры. Говорят, что без льготного кредита они вряд ли бы взялись за строительство. А поскольку семья многодетная, государство еще и погашает третью его часть. 

Было бы странно, если бы люди с фамилией Черепаха не любили этих рептилий. Так же, вероятно, решили и друзья семьи, когда нашли где-то пару бездомных черепашек и принесли их в дом Татьяны и Антона. Как было отказаться? За первыми двумя подтянулись и следующие. Теперь в их квартире живут три сухопутные черепахи — Глаша, Невур, Тина и одна водная — Тортилла. С ними рядом обитает множество фарфоровых, металлических, деревянных и всяких других черепашек, которых активно коллекционируют все члены семьи. Черепашки-кулоны, брелоки, мягкие игрушки и статуэтки… И среди всего этого черепахового изобилия радостно помахивает хвостом такса Санта — подарок среднему сыну Диме на день рождения. 

Дети в семье не похожи ни по характеру, ни внешне, и родители стараются поддерживать их индивидуальность. Средний, Митя, сорванец, никогда не сидит на месте. Но сорванец он… очень застенчивый. Не любит быть на виду, и даже если его хвалят, заметно тушуется. Андрей — серьезный и целеустремленный. Решил, что хочет учиться играть на гитаре, сам выбрал инструмент, сам записался в музыкальную школу. Сейчас ни один школьный концерт не проходит без его выступлений. А после девятого класса подал документы в колледж электроники — хочет стать программистом. Мама думала, что сын будет поступать в институт, но тот привел множество доводов в защиту многоступенчатого образования, и Татьяна вынуждена была с ними согласиться. 

— Мы так счастливы, что их трое! — с гордостью говорят родители о детях. 

Гордиться и вправду есть кем. Дети у Татьяны и Антона дружные, умные, отзывчивые и очень добрые. Видно это не только по их отношению друг к другу, но и к посторонним людям. Дело в том, что в семье нет бабушек, и дети решили восполнить это, выбрав себе бабушку из… соседей. «Это наша бабушка!» — так говорят они о ней. 

На вопрос, как правильно воспитывать детей, Татьяна, не задумываясь, отвечает: 

— Главное — любить их и уважать… А вообще-то я никаких специальных методов воспитания не разрабатывала. Все идет от души. Само собой как-то получается, на своем примере. Хотя, конечно, бывает всякое...  

Конечно, без «всякого» в жизни не обходится. Случаются и неприятности, и горести. Тяжело болен Татьянин отец, за ним нужен постоянный уход, поэтому он перебрался под одну крышу с дочерью, зятем и внуками. Так что хлопот хватает. А времени катастрофически не хватает. Работа — магазины — дом… «В будние дни, — признается Татьяна, — просто валишься с ног». Но она почти этого не замечает. И при этом всегда умудряется выглядеть так, как будто только что вышла из салона красоты. А еще многодетная мама обычно с нетерпением ждет воскресенья, чтобы провести его с детьми: в субботу они учатся, вот и остается на семейное общение только один день. 

— О том, что дети вырастут и разъедутся, я никогда не думала, — размышляет она над моим вопросом. — Не мыслю себя без них. А вырастут… — здесь она лукаво улыбается, — найду себе другое занятие — внуков нянчить буду! 

Юлия БОЛЬШАКОВА, «Р»

--------------------------------

Дзякуй вам, мама i тата

за  тое,  што  жыву  на  зямлi,  хаджу  пад  сонцам,  благаслаўлёная  Богам  i  вамi 

Светлая i добрая мама стварае хараство. Буяе зыркай квеценню агародчык. Квiтнеюць пiвонi i вяргiнi, астры i маргарыткi, ружы i рамонкi. Сохне на падворку мята, зуброўка i дзiвасiл. Лекавыя травы мама сушыць, каб зiмой частаваць нас духмянай гарбатай. 

Адзiная ў вёсцы да гэтага часу яна пячэ жытнi хлеб, духмяны смак яго ведаюць i на дажынках, i на вяселлi... Цiкавiцца мой муж: «А ты чаго не спрабуеш?» Баюся, не атрымаецца — у мамiнага хлеба адметны смак. 

«Не давай злу волi — каяцца не будзеш». Не раз пераконвалася ў слушнасцi такога жыццёвага крэда. Спрадвеку ратуе i лечыць нас дабрыня. 

Беражлiвасцi i ашчаднасцi маму вучыла жыццё. Пра нядбайнасць яна звычайна казала так: «Не разумна, калi то густа, то пуста. Сёння ў вас грошы  кап, заўтра — хап, а да­лей што?» Простая жыццёвая мудрасць. I ў ёй столькi праўды... 

Мама нiколi не ўмешваецца ў нашы сямейныя справы, толькi выпадкова прамовiць слова, а  ў iм — падказка i навука кожнаму з нас чацвярых: не крычы дарма — ладней справы пойдуць; любi дзетак мужа — сiроты не вiнаваты; дачушак гадуеш — да ўсяго гатова будзь; не заглядвай у чарку — лад хату не мiне. 

...Прыемна пахне сенажаць. 

Бацька ў белай кашулi шугае касой. «Жых-чмах», — вызвоньвае сталёвае лязо касы. «Жых-чмах», — паўтарае вецер у чаратах. Жых — для каровы, чмах — для цялятка, жых-чмах, жых-чмах… вядзе гаворку татава каса. Сядаю на пракос, аддаюся ўспамiнам. 

Калi мы жылi на хутары Бiшчэ, кожны летнi ранак чулася кляпанне касы. Мама налiвала глiняны збан халоднага хлебнага квасу з крышаным агурочкам, i мы, малыя, неслi яго на луг. Плюхацела пад нагамi вада, а тата, стомлены, сядзеў пад лазовым кустом i чакаў нас. 

— Вось у тым карчы — качка з вывадкам, не пужайце, назiрайце здалёк, а ўвечары выйдзем паслухаць, як клiча яна качанят на начлег, — адкрываў нам тата чарговую таямнiцу прыроды. I не маглi мы дачакацца сутоння, каб пачуць знаёмае кра-кра… 

Прывялая трава казытала нос, пракосы нiжэлi i падсыхалi. Тата рабiў маленькiя граблi, выразаў тонкiя гваздочкi з ляшчыны. Радасцi было! Мы з сястрой нараўне з дарослымi грэблi сена. 

З асаблiвай пяшчотай ставiўся тата да ўсяго жывога. То пакажа дупло ўдода, цецеруковы ток, то захапляльна раскажа пра сустрэчу з ласём. Мы ведалi, бацька дапаможа адбыцца цуду: сустрэча з лясным прыгажуном будзе i ў нас. 

Тата быў вядомым майстрам (на ўсю блiзкую i далёкую ва­колiцу) па вырабу конскай збруi. Доўгiмi зiмовымi вечарамi шыў сабе, людзям i ў калгас хамуты, лейцы. Шыла прабiвала дзiрачку, клалася ланцужком скураная тонкая стужачка... Вазы, зробленыя рукамi таты, адпрацавалi спаўна на сялянскiх падворках. Улетку ў лесе ён выбiраў сагнутыя дрэвы на палазы i дугi. Узiмку стамескай i гэблiкам майстраваў санi, лёгкiя i хуткiя. 

Конi ў бацькавым лёсе iшлi скразной лiнiяй. Ён iх любiў, ведаў норавы i звычкi. Конi былi яго жыццём, любоўю, стыхiяй, якая трымала ў палоне ўсё яго добрае сялянскае нутро. 

Тата быў знаўцам прыроды. Мае прабелы са школы ў веданнi флоры i фауны лёгка ўзнаўлялiся яго назiраннямi i практычнымi парадамi. Тонкае стаўленне да ўсяго жывога дыктавалi яго сялянская логiка, крынiцы вясковай народнай мудрасцi. Урокi быцця зямнога я спасцiгала ад таты, адчувала блiзкую еднасць нашых сэрцаў. 

Хутка бяжыць час, белая таполя пасерабрыла скронi. Падкралася сiвiзна i да нас — кожнаму па жменьцы. Згадваю, калi былi маладымi бацькi? I сама адказваю: заўсёды. Iх маладосць бруiцца i пульсуе ў  дзецях, унуках, праўнуках. Доўжыцца жыццёвы карагод, у якiм чалавечнасць i дабрыня струменяць ад бацькоў. 

Як добра, што мы ахiнуты бацькоўскiм крылом. Што гарыць у знаёмым з маленства акне святло, рыпiць ставер, квiтнеюць вяргiнi. Як ваду з калодзежа мы чэрпаем ypокi мудрасцi ад бацькоў — дзецi, зяцi i нявестка, восем унукаў i чацвёра праўнукаў. Мама i тата, мы ўсе падобныя на вас! 

Нiна ДРЫК

--------------------------------

«Сплошной  брак:  любим  одних,  а  женимся  на  других…» 

О  главных  семейных  ценностях  наши  корреспонденты спросили  у  разных  людей 

Лидия АНТОНОВА, пенсионерка: 

— Со своим будущим мужем я познакомилась в победном 1945 году на торжественном праздновании годовщины освобождения Минска. Среди приглашенных военных был Игнатий Петрович Антонов, военфельдшер 25-й танковой бригады.  

Он сделал мне предложение на второй день знакомства. И этим сказано многое. Я выходила замуж за человека, с которым не встречалась, которого совершенно не знала прежде. Что это было? Наваждение? Любовь с первого взгляда? Скорее, безграничное доверие. И сегодня, спустя 62 года, я благодарна судьбе за ту промыслительную встречу. 

Я была женой студента, аспиранта, врача, кандидата наук, профессора, доктора наук, члена-корреспондента и академика — такой путь по служебной лестнице прошел мой замечательный муж.  

Моя же профессия — мужняя жена, домашняя хозяйка. Я растила детей и помогала супругу дорасти до высот академика. Миссия непростая, но, согласитесь, приятная.  Мы быстро научились уступать и доверять друг другу, хранили верность. И поэтому любовь не оставляла нас. Мы строили свою жизнь по своим собственным представлениям о счастье. А не так, как некоторые современные пары, копирующие чужой (пусть даже успешный) опыт. Еще добавлю, что в семье нужно уметь прощать, делать это незаметно, тактично и вовремя. 

Геннадий ОВСЯННИКОВ, актер Национального академического театра имени Янки Купалы:  

— Любовь — многообъемлющее чувство. Без него трудно. Не зря  говорится о любви к делу, профессии. Если этот дар есть, многое сложится. Так и в супружестве. На мой взгляд, любовь, как и талант, дается нам свыше. Счастливы, обладающие ею, и жаль обделенных этим волшебным чувством.  

Я считаю себя счастливым. Несколько дней назад отметил 50-летие своей творческой деятельности и в очередной раз осознал: да, меня любят. Но эксплуатировать это высокое чувство и спекулировать им нельзя, нужно возвращать его окружающим, платить той же драгоценной монетой. 

 Как-то сами собой всплыли в памяти пушкинские строки: «И, может быть, на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной…» Сколько в них философии, глубины и знания человеческой души!  

Светлана ВОСКОБОЙНИКОВА, менеджер: 

— К сожалению, в современном мире измена стала обыденным явлением. Вот и на прочность уз моей семьи повлияла банальность — отсутствие хороших жилищных условий, возможность проживания отдельно от родителей. Любовь-страсть ушла, осталась дружба. А что впереди?  Сегодня мне нужны силы, чтобы воскреснуть. И сделать все возможное, чтобы в семье измен не было. Вот только какими качествами для этого надо обладать? Говорят, истинная женщина не имеет соперниц… 

Дайте мне адрес такой женщины! 

Юрий ПИЛЬНЕВИЧ, военнослужащий: 

— В юности мы ищем умных, красивых и богатых, гонимся за модой. В зрелом возрасте тоже тщательно присматриваемся, чтобы «влюбиться и не ошибиться». Возможно, кому-то и удается отыскать свой идеал, но это вовсе не значит, что сам он этому идеалу соответствует. Не секрет, что мужчины порой любят одних, а женятся на других. Такой брак — сплошной брак. Иначе не скажешь. 

Встретились и разошлись, вновь встретились и вновь разошлись. Как легко рассуждают о создании семьи некоторые граждане… Потому и получается у них как в том анекдоте: «Если хотите жениться на умной, красивой и богатой, вам придется жениться три раза». Но разве это нормально? 

--------------------------------

30 секунд  на  то,  чтобы  перевернулся  мир 

Можно  ли  великое  чувство  разложить  на  формулы  и  заключить  в  теоретические  рамки? 

Как оно появляется — это чувство, меняющее состояние всего нашего существа? В современных теориях зарождения любви немало откровений, похожих на сказку, и формулировок, не вписывающихся в традиционные представления о реальности. 

Возможно, с некоторыми из них  вы уже знакомы: «Любовь возникает под влиянием космических изменений в биополе Земли, когда, словно под воздействием наваждения, пары сближаются. Но космобиологические ситуации на поверхности Земли меняются — меняются и любовные установки. Наваждение проходит — проходит и любовь. Но если психоритмы людей гармоничны, то какие бы изменения на Земле ни происходили, их взаимное тяготение сохраняется. Про таких говорят, что брак заключен на небесах…»  Звучит красиво. Но ненадежно, по крайней мере, для большинства человечества. 

Поищем другое объяснение, попроще. «Любовная зависимость формируется в три этапа: сначала приходит эйфория, когда «вырастают крылья». После этого отношения переходят в стадию «манипулятор — зависимый». А основные проблемы припадают на третью стадию, когда реальные отношения  прекращаются…» Подразумевая, что переживающему психологическую ломку бывает трудно вырваться на свободу, авторы теории тут же предлагают попавшему в сети любви лечение: повысить самооценку, посетить  психологические тренинги. Или  вовсе сменить объект обожания.  

«Доказано: любовь с первого взгляда существует. Для того чтобы она возникла, глазу достаточно двух секунд. В следующие 30 секунд мир перевернется…» Пожалуй, это наилучшая версия для оптимистов, не берущих в расчет того, что привязанность, в отличие от влюбленности,  возникает со временем, постепенно. Что именно постоянство реакций любимого человека создает в нашей душе ощущение комфорта. 

«Любовь с первого взгляда — хорошо, но лучше посмотреть со второго и оценить вашу совместимость на всех уровнях. На уровне биохимии,  физиологии, души и общности интересов. Насколько вы принимаете без идеализации и розовых очков человека таким, какой он есть, с его плюсами, минусами», — советуют специалисты в области чувств.    

Возвысив любовь до уровня всемогущей силы, правящей миром, люди всех времен и народов не перестают проявлять интереса к природе этого чувства.  Вот и  профессор антропологии американского университета «Рутгерс» доктор Хелен Фишер издала недавно книгу «Почему мы любим: природа и химия романтической любви», где детально расписала по формулам то, о чем ученые, в общем-то, говорили давным-давно: безумная романтическая любовь — это химическая реакция, похожая на временное помешательство. При этом состояние безумной влюбленности, когда мы только и делаем, что думаем лишь о предмете своего внимания, не может длиться дольше 30 месяцев… 

Да, когда человек влюбляется, ему начинает казаться, что его посетило неземное, вселенское чувство. Но романтические сказки  отнюдь не беспочвенны: сила любви — в надежде, а жизнь — это и есть любовь! 

«Любовь под силу единицам», — вздыхают порой разуверившиеся в себе. А вместе с тем на земле очень много однолюбов, которые на протяжении всей своей жизни остаются верными только одной женщине или только одному мужчине. Верными физически и духовно, не совершая  великих  подвигов, умея к месту сказать доброе слово, промолчать, простить, не обидеться, лаской, теплом и светом согреть семью. 

По мнению американского психолога-практика Гэри Чепмена, существуют пять языков любви: слова-поощрения, время, подарки, помощь, прикосновения. И важно научиться выражать свои чувства на языке любви своего возлюбленного. 

Не секрет, что для гармоничной любви недостаточно одного влечения, обусловленного взаимной симпатией. Нужны общность интересов,   стремление к взаимопониманию и совместным радостям, нужны дети,  супружеская верность, финансовая стабильность. И это далеко не полный перечень того, что позволяет нашей любви быть прочной. 

«Все добродетели — любовь», — справедливо считали умудренные опытом наши предшественники. 

«Брак — чудо на земле. В мире, где все и вся идет вразброд, брак — место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными; место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом — самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг, потому что они друг друга полюбили и приняли до конца, совершенно, оказываются чем-то большим, чем двоица, чем просто два человека, оказываются единством», — писал в свое время митрополит Антоний Сурожский. А выдающийся писатель и проповедник норм христианской морали  Амвросий Медиоланский так наставлял супругов: «Люби и делай, что хочешь», подразумевая удивительно простую и понятную истину: кто по-настоящему любит, тот уже не может грешить. 

Таисия ЛЫСОВА, «Р» 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter