Совет уполномочен заявить...

На нынешней сессии белорусский парламент одобрил поправки в закон о статусе депутата местного Совета. Насколько эффективно работают народные избранники в регионах? Об этом мы поговорили с Геннадием НОВИЦКИМ, председателем Постоянной комиссии Совета Республики по региональной политике и местному самоуправлению.

— Геннадий Васильевич, еще несколько лет назад статус и авторитет местной представительной власти был, мягко говоря, невысок. В 2007 году появился президентский Указ № 21 о повышении роли органов местного управления и самоуправления, который позволил укрепить материально-техническую и правовую базу Советов депутатов, повысить уровень и качество их работы. И вот теперь внесены изменения в закон о статусе депутата местного Совета депутатов. Их можно рассматривать как развитие указа?
— В определенной степени да. После того как местным Советам дали больше полномочий, они стали активнее работать с населением, проявлять больше инициативы и самостоятельности. И результаты уже видны. Помните, еще лет пять-семь назад многие граждане буквально заваливали Администрацию Президента жалобами? Причем писали по всякому поводу, вплоть до того, что надо, мол, починить забор или покрасить крышу, да нет возможности. Сегодня количество жалоб уменьшилось в несколько раз, а там, где работают по-настоящему толковые, инициативные руководители, такого рода проблем вообще не существует.
Но у депутата тоже должен быть стимул эффективно выполнять свои обязанности, и он вправе рассчитывать на определенные социальные гарантии.
В связи с этим одобренный парламентом закон предоставляет всем депутатам местных Советов право на компенсацию командировочных расходов в случае их выезда за пределы места жительства для осуществления депутатской деятельности. Действующим законодательством такое право закреплено только в отношении депутатов, работающих на основании трудового договора. Но среди депутатов низовых звеньев есть и пенсионеры, и индивидуальные предприниматели, с которыми такой договор не заключается.
Законом также предусмотрено изменение, касающееся депутатов местных Советов, работающих на постоянной основе. Время работы председателей Советов депутатов засчитывается в стаж госслужбы.
— Помимо работы в профильной комиссии вы еще входите в состав Совета по взаимодействию органов местного самоуправления, действующего при верхней палате. По долгу службы наверняка приходится встречаться с людьми, руководителями сельских и районных Советов. Какие вопросы они чаще всего поднимают?
— Самые разные. Например, вопросы землепользования и землеустройства, оказания услуг по закупке молока у населения и обработке приусадебных участков, использования пустующих жилых помещений и другие. Многих волнует проблема содержания кладбищ в сельских населенных пунктах. По идее, эту работу должны выполнять специализированные организации за счет средств местных бюджетов. Но по причине отсутствия этих средств, неопределенности в вопросах балансовой принадлежности сельские кладбища зачастую являются бесхозными.
— Мы говорим о том, что власть на местах должна стать более самостоятельной. Вместе с тем вы назвали ряд проблем, решение которых требует немалых финансовых средств. Готовы ли сегодня местные Советы взвалить на себя это бремя?
— Нынешний порядок формирования бюджетов первичного уровня, конечно, не позволяет в полной мере решать проблемы жизнеобеспечения населения. Что делать? Наверное, следует разрешить использовать в качестве доходного источника бюджетов первичного уровня отчисления от подоходного налога с физических лиц в объемах, устанавливаемых Советами базового уровня. В перспективе целесообразно рассмотреть возможность уплаты указанного налога не по месту работы граждан, а по месту их проживания и зачисления его в бюджеты первичного уровня.
Также предполагается добавить к источникам поступления в местные бюджеты органов местного управления и самоуправления безвозмездную спонсорскую помощь. Такого источника у них пока нет, хотя по законодательству любой орган государственной власти имеет право на получение спонсорской помощи. Доходы указанных бюджетов могут формироваться в том числе за счет отчисления части прибыли вновь созданных на их территории предприятий.
Полномочия по формированию бюджетов первичного уровня, предоставленные Указом № 21, позволили снизить удельный вес дотационности местных бюджетов в прошлом году по сравнению с предыдущим почти на 13 процентов. Мировая практика показывает, что идеального, бездотационного бюджета не бывает. Даже в развитых странах местные бюджеты на 20 процентов дотируются государством. Кстати, по отдельным регионам, например на Витебщине, уже смогли достичь этого оптимального соотношения.
— Надо полагать, совершенствование действующего законодательства в области местного самоуправления на этом не остановится?
— Будем надеяться. Во всяком случае, предстоит решить еще много вопросов в части повышения качества жизнеобеспечения граждан. С участием Совета по взаимодействию органов местного самоуправления подготовлена концепция проекта Кодекса Республики Беларусь о государственном управлении и местном самоуправлении. Кроме того, разработан проект концепции регионального развития до 2015 года. Ее реализация будет способствовать рациональному размещению хозяйственных и социальных объектов, комплексному и эффективному использованию природных и других ресурсов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter