Совет «старейшин»

Как поднять качество нынешней трудной уборки? Что такое «новая тактика»? И «новый опыт»? Об этом рассказывают комбайнеры Речицкого района
Как поднять качество нынешней трудной уборки? Что такое «новая тактика»? И «новый опыт»? Об этом рассказывают комбайнеры Речицкого района

Шквалистый ветер, пронесшийся над Беларусью, расстарался — неприятностей натворил немало. Работы теперь хватает всем. Особенно хлеборобам. Но именно работы, а не суеты и растерянности. Это популярно (на собственном примере) мне объяснили механизаторы ПСК «Советская Белоруссия» Речицкого района, когда мы двинулись к пшеничному полю, будто прикатанному катком...

Не оправдания ради, а только для пояснения скажу, почему поехала именно в производственно–сельскохозяйственный кооператив «Советская Белоруссия». Ничего личного, то есть с названием связанного, а стабильная деловитость директора Николая Процыка — вот что привлекло. Сколько помню, столько это хозяйство — в лидерах жатвы. Урожайность — под 45 центнеров с гектара. Комбайнеры как на подбор. Вот, к примеру, Николай Герилович. Хоть целую книгу пиши. Его экипаж семь лет подряд возглавляет областной соревновательный рейтинг. Феномен. Мне запомнилось, Гериловича тут в шутку как–то назвали «старейшина»... Так что за советом, как убрать полеглый хлеб, сознательно отправлялась к здешним мудрецам. Не важно, что от роду некоторым всего–то 30 — 37 лет.

На мехдворе (даром что суббота) уже в 7 утра кипит работа. Возле старенького «Дона» («за плечами» 16–й сезон!) крутится помощник Гериловича — Сергей Леоненко. Замечаю занятную деталь — на поясе мобильник. Коренастый, неторопливый, больше похож на борца. Перед выходом в поле эта двойка чтит святой закон, введенный старшим комбайнером: все подшипники «пройти» солидолом. Перед полеглицей — особенно тщательно. «Кто–то не обращает внимания на такие мелочи, — по ходу мне толкует Сергей. — Мол, смазал вчера — и хватит. Неправильно это. Потом мелочь потянет за собой крупную неприятность». Леоненко первый год работает в паре с Гериловичем и пока удивляется. Говорит, Николай — уникальный механизатор, свою машину слышит. Порой предчувствует поломку. Его комбайн уже и «Доном» не назовешь — перебрал до винтика. Двигатель — от МАЗа, мотовило — немецкое, кондиционер — «иностранец». А под полеглицу еще несколько лет назад он специально приспосабливал машину.

— Без хорошего режущего аппарата на полеглых посевах делать нечего, — это Николай Федорович понял давно, когда еще пацаном начал работать на комбайне с отцом. — Каждый год какая–нибудь беда случается. То закрутит колосья, то уложит. К таким «приветам» лучше быть готовым загодя. Поэтому несколько лет назад и заменил ростовский режущий брус и мотовило на немецкую модель. Советую сделать это всем, кто работает на старых «Донах». Сейчас новые белорусские комбайны тоже нормальными аппаратами оборудуют...

Сергей про запас прихватывает сегменты–ножи для режущего бруса. С пшеничного поля комбайны должны перейти на овсяное. Ну совсем лежачее. Значит, надо будет затупившиеся ножи на свеженькие переклепать. «А как же время? Простой будет», — намекаю на потерю темпа и всем известное свойство этого экипажа обедать на ходу. Леоненко смеется: «10 минут работы, зато гарантия, что без фокусов поднимем полеглицу». К слову, главный агроном хозяйства Владимир Пинчук специально для трудных участков экипажи не подбирает, говорит, у нас новичков нет: «Уже без слов понимают: надо убрать, пока зерно не стало осыпаться. Нас ветер мало задел — до стихии успели пройти 80 процентов площадей. Мы всегда стараемся пораньше начинать жатву, когда зерно еще влажноватое. Подсушиваем, но зато потом никого в шею не гоним, спокойно работаем, без аврала».

Нынче на полеглицу «десантировали» все четыре экипажа–тысячника. Агроном летучку не провел, перед выходом не поучал: мол, ребята, на вас вся надежда... Комбайны как шли, так с ходу в поле — каждый на свою делянку. «А что тут объяснять? Не важно, какое поле, главное, чтобы зерно было в бункере, — удивляется моему недоумению 29–летний и уже совсем немолодой по здешним меркам комбайнер Виктор Гресь, «руководитель» еще одного великовозрастного «Дона». — Вот что подскажу коллегам: барабан мы переделали, перевели его на гидравлическую тягу. Раньше, если забивался, надо было останавливаться и ломом выбивать. А теперь продул — и готово... Я, замечу, многому учусь у Гериловича. Он толк знает».

Николаю Федоровичу, конечно, при ликвидации моей механизаторской безграмотности пришлось набраться терпения. Комбайнер только вздыхал, когда меня тянуло попробовать «на зуб» каждую штуковину. Значит, обязательно поднять «башмаки» на уровень минимального среза. От земли — расстояние со спичечный коробок, не больше 2 — 5 сантиметров. Также должна идти жатка, почти касаясь поля. «Видишь, сильная полеглица. Надо выдвинуть мотовило, которое при стоячем хлебе задвинуто. И здесь очень внимательно смотреть — не убирать руку с рычага. Чуть колосья выше — малость задвигай. Мотовило надо отрегулировать так, чтобы работало синхронно со скоростью движения комбайна. Если обороты будут быстрее, все — нахватаешься земли. А скорость, запомни, черепашья. Не больше 1 — 2 километров в час. Убирать надо аккуратно, нежно, я бы сказал. И про регулировку потока воздуха не забывать. На овес нужен минимум — он легкий, на пшеницу больше — она тяжелее будет», — цементировать первичные знания меня отправили в «пункт управления» — к главному агроному, который на поле находится ровно столько, сколько работают комбайны. Порядок такой. При каждом участке — контролирующий специалист.

Комбайны шли по полю, словно утюжки. Чуть бугристее участок — сдавали назад. Пшеницу поднимали «против шерсти». Впрочем, как в обеденный перерыв растолковал мне Герилович, не факт, что идти навстречу колосу — это всегда удачно. Порой нужно зайти поперек. Или двигаться по кругу, делая холостой ход. Интересно, что среди людей, которые явно претендуют на лавры победителей областного соревнования, вопрос скорости и промедления не обсуждался вовсе. Только я его и будоражила. Но и тут вразумили.

— Больше скорость — больше потери, — на обед Герилович пришел последним, Леоненко тем временем клепал ножи. — У нас считают зерно, а не какое поле мы убираем. Если все делать с толком, смотреть из кабины в оба, то на полеглице можно спокойно вписаться в 1 — 2 процента потерь.

Впрочем, спокойствие Николая Федоровича и его коллег прояснилось чуть позже. Оказалось, скорость они наверстывают по–другому. Грузовики МАЗы на отвозке зерна подстраховывает запасная техника. Например, при экипаже Гериловича дежурит личный (и самодельный) ГАЗ комбайнера, которым управляет Леоненко. Только задерживается основной грузовик, как ГАЗ–«дублер» принимает зерно из наполнившегося бункера «Дона». В отличие от МАЗа, делает это на ходу, чем здорово экономит время и прибавляет тоннаж. «Ноу–хау» Гериловича оказалось настолько заразительным, что в «Советской Белоруссии» теперь все экипажи на уборке держат при себе дополнительные «колеса». Если на отвозке не востребованы, так могут послужить «скорой помощью», когда вдруг понадобится запчасть.

...Обработанные полосы прошли вместе с агрономом. Поле «стрижено бобриком» — ровненькое, без пятен–просыпей. Хотелось мне колосья найти. Ни одного! За комбайнами ходили помощники — «подчищали» пропущенное. «Сами видите, качество отличное. Красиво подняли», — заключил Пинчук, который, как мне рассказывали механизаторы, и «удовлетворительно» легко поставит, если заметит прокол.

Ничего вроде бы сверхуникального в «Советской Белоруссии» не делают. Все просто: мастерство, смекалка и ответственность. Только за всякой простотой — своя хитрость, своя тактика. Не выровняй хозяйство поля по весне, вряд ли так спокойно здешние механизаторы сегодня относились бы к полеглице. Не подготовь они комбайны заранее к трудным участкам и не сделай «заначку» запчастей, опять же не было бы легкости. Не начни раньше уборку, и здесь проблемы были бы. Но все это в «Советской Белоруссии» сто раз проходили. А потому заранее прописывают для себя разные сценарии событий — даже таких непредсказуемых, как стихия. И по–рабочему — тихо, без суеты — выходят из экстремальных ситуаций, кажется, едва их замечая.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter