Совет силен лидером

В нынешнем созыве возглавлять представительную власть в Минской депутатское собрание доверило Светлане Герасимович, избрав ее председателем областного Совета депутатов. Наша беседа с ней о том, какими заботами живет местная власть

В системе представительной власти на Минщине сегодня работают областной Совет депутатов, объединяющий 60 народных избранников, 22 районных и Жодинский городской Советы, в составе которых 801 депутат. Органы местного управления  представлены 299 сельскими и 17 поселковыми, 2 городскими (городов районного подчинения) Советами депутатов и исполнительными комитетами. В своей повседневной деятельности они активно взаимодействуют с представителями местного самоуправления – советами микрорайонов, уличными и домовыми комитетами, старостами, старейшинами населенных пунктов. В нынешнем созыве возглавлять представительную власть в области депутатское собрание доверило Светлане Герасимович (на снимке), избрав ее председателем областного Совета депутатов. Наша беседа с ней о том, какими заботами живет местная власть. 

— Депутатский корпус, органы местного управления и самоуправления не представляют себя вне той огромной работы, которая проводится в стране по обеспечению достойной жизни людей. Главная задача представительной власти — помочь гражданам реализовать их конституционное право на труд, справедливое вознаграждение за его экономические результаты, право на отдых, охрану здоровья, социальное обеспечение. 

При этом помним, что эти цели могут быть достигнуты благодаря производительному труду каждого. В области созданы все условия  для решения неотложных задач жизнеобеспечения населения. Этому способствует четкая система взаимодействия между государственными органами, хозяйствующими субъектами и местным самоуправлением. 

— В чем проявляется такое сотрудничество и какова его эффективность? 

— Совместные, синхронные действия характерны для органов управления как на областном, так и на базовом, первичном уровнях. Разработка и утверждение бюджетов и программ развития регионов, анализ хода их реализации, принятие решений по важнейшим направлениям жизнеобеспечения граждан и работы организаций происходят в теснейшем взаимодействии Советов, исполнительной власти, хозяйствующих субъектов. 

С целью установления более тесных связей с первичным звеном управления и самоуправления все плановые сессии областного Совета депутатов, заседания президиума и постоянных комиссий мы проводим в городах и районах области. Такая практика предоставляет возможность изучить реальную обстановку на местах, конкретизировать решения по обсуждаемым проблемам. Так, внедрение программы энергосбережения и снижение расходов населения на коммунальные услуги президиум облсовета изучал на примере Борисовского района, состояние и меры по улучшению работы перерабатывающей отрасли АПК – в Столбцовском районе. 

Некоторые аспекты инвестиционной программы рассматривались Постоянной комиссией по бюджетно-экономическим вопросам и внешнеэкономическим связям в Логойском районе. Полезным было посещение Постоянной комиссией по промышленности, услугам населению, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству агроусадеб Смолевичского и населенных пунктов Пуховичского района. Там отрабатывались подходы к развитию агротуризма и рационального использования природных ресурсов. А члены комиссии по аграрным вопросам смогли убедиться в успешности выполнения программы возрождения и развития села в Несвижском районе. На каждом заседании в регионах один депутат, как правило, отчитывается о своей работе. 

Активно используется возможность проведения выездных сессий всеми без исключения районными Советами депутатов.   

Регламентом областного Совета 25-го созыва установлена  также практика ежемесячного проведения дней депутата. Они придают работе избранников в округах планомерный, конкретный характер, сопрягают с насущными проблемами людей, населенных пунктов, избавляют от формализма и эпизодичности в контактах с избирателями. 

Координация осуществляется и в других формах: через повышение профессионального уровня работников поссельисполкомов и Советов депутатов, семинары-практикумы, иную совместную учебу, отработку отдельных направлений работы, обмен опытом. Поскольку в первичном звене работают люди, не получившие специальной профессиональной подготовки, а 30 процентов председателей поссель-исполкомов — первый год в должности, мы стремимся дать им необходимые знания, заботимся об их информировании.  В ноябре, например, прошли региональные собрания депутатов, на которых обсуждены состояние и перспективы развития районов, поселений. Я присутствовала на этих встречах в Крупском и Молодечненском районах и сделала для себя вывод, что они оказались кстати и очень полезными. 

Все это подчинено главному – умению объединять силы для оперативного и полного разрешения законных просьб и требований людей. 

— Чем из повседневных нужд более всего сегодня озабочены жители Минщины, особенно старики в отдаленных малонаселенных деревнях?  

— Запросы этой категории не столь уж велики, но это не значит, что власть на местах может позволить себе самоуспокоенность или того хуже – безразличие. В каждом районе, каждом населенном пункте возникают различные вопросы, которые могут кому-то показаться не актуальными, а то и малозначительными. Но для пожилого человека они очень даже важны. Например, как убрать огромное дерево, которое может в любой момент упасть на крышу дома? Или как почистить колодец, в котором уже не стало воды? 

Во многих сельисполкомах созданы общественные диспетчерские, чтобы принимать подобные заявки и передавать соответствующим службам для разрешения в зависимости от их неотложности. Руководители местной власти стремятся координировать работу социальных работников на селе, автолавок, дорожных служб и т.п. Но все это не может заменить живого общения депутата, старосты или старейшины деревни с конкретным жителем. Ведь в сельских   домах немало одиноких и одиноко проживающих стариков, которым не дай Бог заболеть — и стакан воды подать некому. 

К сожалению, силы и ресурс местной власти часто приходится растрачивать на разрешение различных притязаний граждан, приезжающих на лето в наследные дома своих родителей: то им электропроводку замени, то воду чуть ли не в дом подведи, а также отвечать на жалобы... Бюджет сельсоветов не благотворительный фонд, хватило бы на первоочередные общественные нужды. 

— Повышению дееспособности местной власти во многом способствовал Указ Президента от 12 января 2007 года «О повышении роли органов местного управления и самоуправления в решении вопросов жизнеобеспечения населения». В нем очерчены система и механизмы стимулирования активных представителей территориального общественного самоуправления. Как они  реализуются на практике?  

— Деятельность общественных помощников власти на местах разнообразна, их по-разному востребуют конкретная обстановка, условия жизни в населенном пункте. Но везде к этой работе привлечены наиболее авторитетные, уважаемые люди, которые в абсолютном большинстве добросовестно выполняют возложенные обязанности. По мере возможности их работа стимулируется. 

В Вилейском, Крупском районах, например,  выплаты старостам производятся из резервных фондов сельисполкомов, практикуется поощрение подарками за хорошие результаты работы, а также выделение зерна, кормов местными сельхозорганизациями. Богатым опытом поддержки этой категории актива располагают Минский и Молодечненский районы. 

Названным указом повышен статус и самих председателей сельских и поселковых Советов депутатов, в том числе и в решении кадровых вопросов. Сельские органы власти стали лучше обеспечиваться компьютерной, множительной и другой оргтехникой. На сегодняшний день все поссельисполкомы подключены к электронной почте государственных  органов Республики Беларусь, идет установка электронной информационно-правовой базы данных «Эталон». 

И все же главным источником дееспособности Совета любого уровня, я думаю, является его руководитель. Такими фигурами, как Светлана Минчук, Анатолий Кулак, и сильны сегодня Мядельский, Воложинский районные Советы депутатов.  У десятков  сельских и поселковых Советов свои энергичные лидеры, неустанно помогающие населению в жизнеобеспечении. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter