Совесть должна быть свободной

О религиозном самосознании

Есть в Брестской области необычная городская площадь — в райцентре Иваново. Небольшая, но колоритная. За спиной у памятника вождю революции — райисполком. Рядом — костел, перед костелом — православный храм. На другой стороне площади — Дом культуры и памятник Наполеону Орде, которого «своим» считают и крымские татары — род великого музыканта и художника ведет начало от татар из Золотой Орды, и поляки, и белорусы. Площадь с ее архитектурным содержанием — этакий миниатюрный образец межнациональной и религиозной толерантности не только одного города, а, пожалуй, всей страны.


За последние два десятилетия наше религиозное самосознание изменилось кардинально. Сейчас смешно вспоминать, как я переживала за «двойку» по научному атеизму. Теперь даже атеисты, возможно, и те, кто завалил меня на экзамене, по праздникам ходят в храмы. У нас мирно уживаются разные конфессии. О том, как удается власти продуктивно взаимодействовать с религиозными организациями, недавно говорилось на выездном заседании коллегии по делам религий и национальностей в Кобрине. Уполномоченный по делам религий и национальностей Леонид Гуляко выразил свое мнение, что четко выстроенным отношениям, опирающимся на историю, национальные интересы и реалии, способствует законодательная база. И — обязательно — взаимопонимание в обществе.


Отношения светского и духовного у нас вполне сбалансированы. И вряд ли кто–то оспорит, что государство придерживается принципов уважительного отношения к религиозным чувствам всех верующих, гарантирует равные права. Оно не допускает «особого отношения» по религиозным признакам, как было в 80–е, когда моему школьному товарищу Лене Ригалю снижали оценки на уроках из–за того, что он ходил по воскресеньям в молитвенный дом.


Кроме того, существует государственная поддержка: отсутствие платы за землю под храмы (в Германии, например, за участок для возведения кирхи община должна порой заплатить до 3 миллионов евро), освобождение культовых зданий от налога на недвижимость...


Что взамен? Помощь в деле духовного возрождения и утверждения общечеловеческих моральных ценностей. Примером может служить опять же Брестская область. В религиозном смысле, пожалуй, самый пестрый регион. Здесь зарегистрированы и действуют 727 религиозных общин (23 процента от всех в стране) 17 конфессий. Только в Кобринском районе работают 63 религиозные общины. Практически все они подключены к воспитательной работе с детьми и молодежью, важность которой оспаривать вряд ли кто станет. Вряд ли и кто–то возразит, что религиозная жизнь у нас спокойна и стабильна. Это ли не свидетельство характера белорусов и грамотной политики государства?


Но что сегодня действительно волнует религиозные организации и многих из нас, так это реконструкция и содержание культовых зданий, имеющих историко–культурную ценность. Только на Брестчине их 207. Увы, деньгами бюджет не поможет. Проблемы общинам придется решать самостоятельно. И с учетом требований закона. Я имею в виду конкретные примеры безвкусицы, когда старинные церкви обкладывали сайдингом или вообще перестраивали по решению настоятеля. Может, стоит ввести еще одну преференцию — снизить стоимость проектно–сметной документации для исторических объектов? В выигрыше будут все.


Кстати, положительный брестский опыт тоже можно предложить вниманию, за образец взяв пусть и «долгоиграющую», но счастливую историю со Свято–Троицким костелом в Волчине Каменецкого района. Напомню, в храме крестили, а потом и захоронили последнего короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского. Костел был перестроен в церковь, в годы атеизма стал складом для хранения удобрений. А не так давно храм, причем вместе с подготовленной научно–проектной документацией, передан Пинской епархии Римско–католической церкви. И вот результат: уже сверкает медный купол над Волчином, реставрация ведется полным ходом. А по соседству обновляется православный храм.


...Хорошо, что у каждого из нас есть выбор, какую религию исповедовать, в какой церкви молиться и молиться ли вообще. И это тоже залог гражданского согласия в стране.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter