Сотворили чугунный шедевр

Золотой медали Московского международного салона инноваций и инвестиций, состоявшегося в феврале текущего года, была удостоена совместная разработка ученых лаборатории металловедения и отдела точной штамповки Физико-технического института НАН Беларуси — получение высококачественных заготовок для поршневых и уплотнительных колец из деформированного чугуна. По словам одного из авторов новой технологии Артура Покровского, изготовление таких колец – дело далеко не простое, не зря их называют шедевром машиностроения.
Золотой медали Московского международного салона инноваций и инвестиций, состоявшегося в феврале текущего года, была удостоена совместная разработка ученых лаборатории металловедения и отдела точной штамповки Физико-технического института НАН Беларуси — получение высококачественных заготовок для поршневых и уплотнительных колец из деформированного чугуна. По словам одного из авторов новой технологии Артура Покровского, изготовление таких колец – дело далеко не простое, не зря их называют шедевром машиностроения. От незатейливой, казалось бы, детальки зависит долговечность работы сердца автомобиля — двигателя, поэтому сведущие водители предпочитают покупать фирменные кольца подороже, чтобы впоследствии не подвергать себя лишним расходам из-за более серьезных поломок. Однако даже западные машиностроительные корпорации пока не добились их идеального качества. К примеру, лидер производства колец на европейском континенте — германская фирма «Гетце-Верке» — признает, что на ее предприятиях эта технология не совершенна. Для производства колец здесь используют кольцевую заготовку, которая при литье получается в центральной части пористой. Ученые из ФТИ предложили новый метод, который обеспечивает стабильность свойств и качества заготовки по всей высоте, точное формообразование, близкое к готовой детали, а главное, разработали новую технологию и кардинально изменили структуру самого чугуна. Как известно, чугун – уникальный материал, содержащий в своем составе графитные включения, которые обеспечивают хорошую прирабатываемость и износостойкость в паре трения, способствуют хорошему теплоотводу от мест повышенного нагрева. Кроме того, чугун снижает шум, вибрацию, и эти эксплуатационные свойства делают его незаменимым для изготовления очень многих деталей. В то же время у него есть и недостаток — низкая прочность. Существенно повысить ее белорусским ученым удалось «горячей» обработкой, сделав чугун пластичным. Их ноу-хау – это химический состав материала, который рождается на обычном серийном оборудовании в специальной оснастке под воздействием определенной температуры и давления. Опытную партию трансмиссионных колец ученые предложили испытать Минскому заводу колесных тягачей, где производятся мощные машины с двигателем в полторы тысячи лошадиных сил и весом до 220 тонн. После этого заводчане обратились в институт с предложением произвести весь спектр заготовок для колец различного диаметра и внедрить ее в производство. По всей видимости, такие высококачественные детали найдут широкое применение в практике – в двигателях, трансмиссиях, компрессорах для автомобильной промышленности, общем машиностроении, наземном, морском и воздушном транспорте. В ближайшей перспективе планируется оснастить трансмиссионными кольцами автобусы Минского автомобильного завода. Изготовлены также опытные образцы поршневых колец для двигателя Минского моторного завода, которые, возможно, составят конкуренцию импортируемым.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter