Сотвори себе кумира?

Задача общества — сохранять и репродуцировать себя, свое будущее, в том числе через формирование тех кумиров, которые отвечают национальному менталитету и традициям...
Задача общества — сохранять и репродуцировать себя, свое будущее, в том числе через формирование тех кумиров, которые отвечают национальному менталитету и традициям.

В России ХIХ века стали кумирами все, заявившие готовность к самопожертвованию. И те, кто «шел в народ», и тургеневские девушки с их чистотой и наивностью, и жесткие ребята вроде Кибальчича и Гриневицкого, и прекраснодушные юноши и девушки, которые не могли далее переносить «мучения простых людей». Но общество выросло на этих примерах служения Родине, как бы мы сегодня ни относились к ним и их делам. И во многом именно они задали ту нравственную высоту, которая «подняла» всю страну.

Советская Россия не могла бы существовать без Павки Корчагина. И именно потому, что Павкой Корчагиным был проторен «кумирный» путь, стали возможны иные кумиры, если это слово здесь возможно, кумиры Великой Отечественной войны. Суть ведь не в наличии этих, «военных», кумиров, а в том, что во многом благодаря именно им общество почувствовало себя сцементированным, появилась готовность к самопожертвованию, к массовым подвигам.

В эпоху низвержения кумиров, которую мы пережили не столь давно, вождям накинули на шею веревки и сдернули с пьедестала. Феликса Дзержинского волокли по московской земле с таким же видом, с каким после ХХ съезда тащили по жухлой траве бюсты Сталина. Я до сих пор помню огромную усатую фигуру, которая лежала лицом к забору в городском парке Волковыска. Дети прятались за Сталиным, отбивали от его головы осколки «на счастье», взрослые же прятали глаза и старались не замечать.

Речь, причем, не только о наших родимых пенатах. На Западе без кумиров нельзя сделать и шагу. Ревнители капиталистического образа жизни прекрасно понимают: без кумира социальной каши не сваришь. И подсаживают на пьедестал то секс–звезду, то поп–идола, то политика с широкой улыбкой, то скромного миллионера в расхристанной рубашке. А что ж у нас сегодня, как дела с кумирами? Здесь дороги постсоветских стран существенно разошлись. Кто–то американизировался до степени полной «поттеризации»: саги об этом мальчонке превзошли тиражи ленинской работы «Как нам реорганизовать Рабкрин». Вот и социальный, и прочий идеал, вот кумир, где колдовство и фантастика стали реальной дорогой в светлое капиталистическое будущее. Кто–то пошел по пути «лепки» национальных героев, «отсекая» все «неудобное», зато выпячивая все «выгодное»... По праву или нет, но лики национальных святых заполонили многие нынешние святцы.

Один из критериев «кумирства» — в честь кого называют новые улицы и города. В рекламном объявлении одного из московских журналов говорилось, что новый магазин тканей находится на новой улице. Эта улица теперь называется... «5–й Коллекторной», а раньше носила имя одного из большевистских героев. Кумиры закончились? Или их привычнее попирать ногами, как это придумали в той же Москве, на пресловутой «площади звезд»?

А ведь вопрос о кумирах — это не только вопрос о конкретных людях, героях уже наших дней. Это вопрос традиции, это вопрос сохранения единства тех критериев, на основе которых мы и выбираем себе кумиров. И речь, по большому счету, не о том, что некто должен обязательно навязывать обществу людей, которые его, общества, будут флагом. Речь о том, что негоже за одно и то же сегодня объявлять некоего господина Икс «святым», а завтра за то же самое «катать» его усами по траве. Наши кумиры — это проявление нашего же самоуважения.

Да и трактовка, интерпретация кумиров может быть разной. Тот же Павка Корчагин, известный нам как беззаветный боец за дело коммунизма, в Большой Британской энциклопедии квалифицируется как «молодой калека, достигший социального успеха». И ни слова о политике, ни слова об идеологии. Разные критерии, разное понимание сути вещей.

Нам никак нельзя без кумиров. Нет кумиров — значит, нет людей, которые именно сегодня предлагают такую реализацию личных социальных качеств, которые являются приемлемыми для многих членов общества и способствуют развитию, процветанию этого общества.

Гете в свое время написал о страданиях молодого Вертера, и немецкая молодежь стала стреляться, писать прощальные письма и надевать белые штаны перед смертью. Общество чрезвычайно восприимчиво к философии «кумирства». И задача того же общества — сохранять и репродуцировать себя, свое будущее, в том числе через формирование тех кумиров, которые отвечают национальному менталитету и традициям. Тем более нам есть и о чем вспомнить, и о ком поговорить.

Брест.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter