«Сотворение мира» от Елизарьева

Юрий Григорович — о блистательном белорусском балетмейстере, которому исполняется 70 лет

В становлении Валентина Елизарьева как художника счастливо сочетались его личные качества и благоприятные обстоятельства.

Он начинал в 1970–е годы. Его профессиональная основа — Ленинградское хореографическое училище им. А.Я. Вагановой, а затем балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории им. Н.А. Римского–Корсакова. Там его педагогом стал Игорь Бельский, к тому времени не только яркий характерный танцовщик Кировского театра, но уже и хореограф, руководитель балета Малого оперного театра (МАЛЕГОТа). В их встрече мне хочется видеть некую закономерность самой ленинградской школы. Наравне с основами классического танца там заботились о выявлении второй славной ленинградской традиции — выращивании балетмейстеров. И молодой Елизарьев вписался в этот процесс, воспринял все, что считал нужным и близким для себя.

Блестящие постановки балетмейстера Валентина Елизарьева смогли увидеть зрители в десятках стран мира.
фото РИА «НОВОСТИ»
Меня в Валентине Николаевиче всегда радовала эта профессиональная основа, я понимал, что за нею стоит. Но я также понимал, что это только начало, что, отрываясь в свободное самостоятельное плавание, он, как и я когда–то, как и его педагог Игорь Бельский, должен именно самостоятельно начать строить собственный хореографический мир. Такова судьба любого серьезного балетмейстера, создает ли он изначально собственный авторский театр или возглавляет уже известный коллектив.

Елизарьев выбрал второе — стал главным балетмейстером белорусского театра оперы и балета в Минске. Он ставил спектакли в Мариинском и Большом театрах, за границей. Но в собранном виде его авторский театр состоялся и развился именно там, в лоне академического коллектива. А это всегда соотношение собственных амбиций со сложившейся данностью, то есть возможностями и желанием труппы, внутренними отношениями, ожиданиями коллег и зрителя, наконец, благоволением и пониманием властей. Все это Елизарьев успешно и быстро преодолел, когда ему не было и тридцати и привлек всеобщее внимание к себе и белорусскому балету на новом витке его развития. Он активно ставил современных авторов: «Кармен–сюита» Жоржа Бизе — Родиона Щедрина (дебют в 26 лет), «Сотворение мира» Андрея Петрова, «Тиль Уленшпигель» Евгения Глебова; а также классиков ХХ века: «Спартак» Арама Хачатуряна, «Кармина Бурана» Карла Орфа, «Болеро» Мориса Равеля, «Весна священная» и «Жар–птица» Игоря Стравинского, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. В них выражение и себя, и своего времени, и своего взгляда на мир.

Работа хореографа, особенно в практической плоскости — огромный, повседневный труд строительства труппы и репертуара. Изо дня в день, из года в год... Я это вполне оценил, когда по его приглашению приезжал в Минск на постановку «Раймонды» Александра Глазунова. Спектакль сложный, масштабный Белорусский балет исполнил на самом высшем уровне и встретил самый горячий прием.

Елизарьев занимался реконструкцией классического наследия, прокладывал международные маршруты минской труппы. В молодости он прошел через балетные конкурсы. Я заметил его уже на Всесоюзном конкурсе балетмейстеров в Москве, где он стал лауреатом в 23 года. В зрелом возрасте Елизарьев начал регулярно поддерживать конкурсное движение в стране и за рубежом как член жюри и как инициатор приезда на танцевальные соревнования ярких конкурсантов из Беларуси. Последние десять лет он работает в жюри моего Международного конкурса «Молодой балет мира» в Сочи.

Разумеется, он удостоен званий и наград, которых мне не перечислить. Но одну назову, это особенно приятно, поскольку связано с самым успешным балетным проектом последнего тридцатилетия в мире. За балет «Рогнеда» Валентину Елизарьеву в 1996 г. был присужден Международный приз Benois de la Danse — «Балетный Бенуа». Я очень радовался за коллегу.

Кстати

Звание «Народный артист СССР» было учреждено в 1936 году. За годы советской власти его получили 1010 человек. Первым был Константин Сергеевич Станиславский, последними — Олег Янковский, Алла Пугачева и Софья Пилявская. Сейчас в России и бывших советских республиках проживают около 160 народных артистов СССР, трое из них — Геннадий Овсянников, Игорь Лученок и Валентин Елизарьев — в Беларуси.

Как это будет

Мэтр по–прежнему полон сил и готов служить национальному балету даже в эти юбилейные дни. 31 октября на сцену Большого театра Республики Беларусь выйдет его любимый «Спартак» — легендарную постановку, любимую миллионами зрителей по всему миру, Валентин Николаевич лично обновил специально к праздничной дате.

Принимать поздравления балетмейстер продолжит 2 ноября — на этот день запланирован юбилейный вечер с участием звезд мирового и белорусского балета. Вместе со зрителями к поздравлениям присоединятся ректор Академии русского балета им. Вагановой Николай Цискаридзе, народная артистка России Светлана Захарова, премьер Михайловского театра Иван Васильев, худрук театра «Киев модерн–балет» Раду Поклитару и многие–многие другие. Посетит в этот день Минск и Юрий Григорович.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Белорусский зритель
Сейчас в России и бывших советских республиках проживают около 160 народных артистов СССР, два из них — Игорь Лученок и Валентин Елизарьев — в Беларуси.
Однако, в Беларуси ещё двое Народных артистов СССР проживают - Тамара Нижникова и Евгений Овсянников...
Белорусский зритель
Извините за оплошность - Геннадий Овсянников...
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?