Сказочный мир Валерия Слаука: к юбилею художника в Минске открылись сразу две выставки книжных иллюстраций

Сотворение мифа

Он всегда выделялся среди остальных. Валерий Слаук — художник, который равно любим и искусствоведами, и музейщиками, и журналистами, и студентами. А еще это наш белорусский Дюрер — один из самых известных отечественных графиков, создатель и хранитель собственных миров, населенных сотнями фантастических персонажей. На книжных иллюстрациях Слаука выросло не одно поколение. 

К юбилею художника в Минске открылись сразу две выставки. Первая — в галерее «Академия», где представлены несколько десятков иллюстраций, выполненных Валерием Слауком с 2013 по 2022 год. Вторая — в Национальной библиотеке, где зрителей ждут знакомые и любимые работы, которые невозможно перепутать ни с какими другими.

Сказки для детей и взрослых

Слаук никогда не занимался собственной раскруткой, хотя его работы знают и любят даже те, кто к искусству относится весьма потребительски. Это много раз переиздававшаяся причудливая книга «Приключения Арбузика и Бебешки» Эдуарда Скобелева, «Айвенго» Вальтера Скотта, «Человек‑амфибия» Александра Беляева, белорусская народная сказка «Пiлiпка‑сынок» — везде почерк художника узнается сразу. 

Отдельной темой в книжной графике Валерия Слаука стала белорусская (а если брать шире — славянская) мифология. Он чрезвычайно внимательно относится к литературному источнику и с почти кинематографической точностью переводит слова в картинку. 

Евники и шатаны, волосни и ­злыдни, озерницы и водяницы — в рассказах об этих волшебных персонажах Слаук превосходит любого другого иллюстратора. 
В 2008 году в издательстве «Белорусская Энциклопедия им. Петруся Бровки» вышел сборник белорусского фольклора «Чароўны свет», где этнограф Владимир Василевич собрал, а Валерий Слаук нарисовал наиболее популярных сказочных и мифологических существ, которые сохранились в духовной культуре белорусов и дошли до наших дней. За книгой сразу потянулся шлейф международной славы, а Валерия Петровича признали лучшим иллюстратором года в Беларуси. 

Две последние серии работ, к слову, тоже связаны с мифологией. В 2020 году Валерий Слаук сделал графическую серию для отличной белорусскоязычной новинки — сборника сказок и легенд «Вядзьмар, якi рабiўся ваўком». А на днях отправил в Санкт‑Петербург иллюстрации к шикарному изданию белорусских народных сказок, которое выпустит издательство «Вита Нова». Удовольствие это дорогое, эстетское и амбициозное. Как, в общем‑то, и все творчество самого Слаука.

— Вот иногда спрашивают: «Как ты придумываешь этих персонажей?» А я не знаю. Никогда не задумывался, — признается художник. — У меня так устроена голова, что сразу складывается образ. Тогда сажусь и карандашиком привожу его в порядок. Когда текст хороший, ничего и мудрить не нужно. Хотя… Помню, в сборнике «Чароўны свет» шесть видов только одних русалок было! И это не просто утопленницы, как у Гоголя. Там и лесные, и со змеиными хвостами (вужалки), и с ногами‑ластами (озерницы)… Есть даже такие, которые на зиму белым мехом обрастают! Гаёвки их называют. Смеюсь, что это такая чисто крестьянская придумка: мол, чего это она зимой голая ходит, пусть хоть шубку носит. 

В детстве, вспоминает Валерий Петрович, ему более других запомнились сказки братьев Гримм — большой фолиант с иллюстрациями Гюстава Доре. А еще любил Гоголя — «Вий» и «Вечера на хуторе близ Диканьки». 

— Бывало, начитаюсь — и страшновато одному дома оставаться. Но, видимо, это развивает воображение. Не приняв текст близко к сердцу, не станешь художником.

Детали имеют значение

В 1980‑х огромное влияние на Валерия Слаука, который к тому моменту сам стал известным художником, оказали иллюстрации словацкого графика Альбина Бруновского. 

— Это совершенно невообразимые работы. Более того, я видел их вживую. Мой друг Коля Селещук (известный художник, график. — Прим. ред.) купил первую машину, и мы поехали в путешествие по Прибалтике. И совершенно случайно попали на выставку Бруновского, который делал фантастические литографии и офорты. Он первым в современном европейском искусстве вышел на такой уровень, повторить который, мне кажется, просто невозможно. Смотришь на этот маленький экслибрис (чуть больше спичечного коробка!), а там Вавилонская башня и на ней 40 человек… И все тщательно прорисованы. Еще чуть‑чуть — и это было бы уже за гранью восприятия. 
Стиль самого Слаука также отличается почти ювелирным мастерством. Оттачивать талант и искать совершенства он начал рано — и ни разу не свернул с этого пути.
— Несколько лет я получал стипендию от Союза художников ­СССР и ездил в Дом отдыха и творчества в Сенеж, — рассказывает художник. — В моде в те времена был так называемый суровый стиль — без лишних деталей, но экспрессивно, чтобы наименьшими средствами добиться наибольшего впечатления. А я приехал и, как всегда, начал что‑то «вязать», как это называли тогда. Руководитель заезда не выдержал и говорит: «Ну что ты кружево это вяжешь? Нужно как мужчина работать! Вот тебе сюжет: женщины строят БАМ, рельсы носят. Пиши их!» А я не умею так, мне нравятся детали. Убежден: рисовать нужно в свое удовольствие. 
Работы Валерия Слаука в книжной и станковой графике не раз признавались образцами современного графического искусства. 

Много лет Валерий Петрович преподает на кафедре графики Белорусской государственной академии искусств. На молодежь не смотрит свысока — наоборот, видит в ней тех, кто заполнит художественное пространство после ухода мэтров. 

— Отличные ребята! Жаль только, что парней мало приходит. Девочки есть очень талантливые, но не все остаются в графике. Мне с молодыми интересно. Недавно вот сделали стикеры для Viber с моими работами. «Не против?» — спросили. Наоборот, говорю, любопытно. Мне не жалко, пусть пользуются. 
Выставка «Иллюстрации» Валерия Слаука будет представлена в галерее «Академия» до 29 апреля.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter