Как в РНПЦ «Мать и дитя» помогают вынашивать и рожать здоровых деток

Сотворение мира

Если вы бывали в Республиканском научно-практическом центре «Мать и дитя», то видели прекрасную скульптуру — перед беременной женщиной ее муж присел на колено, приложив руку к животу, прислушиваясь: как там его малыш? Трогательный, нежный, наполненный любовью образ. Во время беременности приятно осознавать, что за тебя и твоего ребенка волнуются. И специалисты РНПЦ «Мать и дитя» первыми доказывают это не только словом, но и делом. Ежедневно здесь рождаются дети у матерей, которые еще десять лет назад не могли бы забеременеть, выносить и родить. Квалифицированная помощь и развитие современных передовых технологий, вышедших на совершенно другой уровень, доказывают фактами: невозможное возможно. Об этих историях и узнала корреспондент «Р».  

«Жизнь меняется в лучшую сторону»

Послеродовой блок РНПЦ «Мать и дитя». После обеда прогуливаются по коридорам дамы с округлыми животами: болтают, читают, о чем-то своем думают. Кому-то из них скоро предстоит стать мамой, других срок не торопит. Ну а третьи уже счастливицы — в преддверии Дня матери они заслуженно получили это гордое звание — мама. 

3 октября здесь в четвертый раз стала мамой мальчишки и Дарья. Длинноволосая брюнетка держит на руках маленький комочек счастья, рассказывает тихим, мягким голосом:

— Шутим, что хожу сюда, как на работу. Первый раз родила здесь сына Юру в 2014 году. Беременность протекала хорошо, планировала рожать сама, но что-то пошло не так. Пришлось прибегнуть к экстренному кесареву сечению. Мне повезло: оперировала чудесная врач— заведующая родильным физиологическим отделением Ольга Станкевич. Я быстро восстановилась и выписалась. Меня предупредили, что после кесарева 2—3 года не стоит беременеть. Но когда я взяла на руки своего первого малыша, поняла, что хочу такого еще. 

Дарья вместе со своим малышом Мишей, четвертым мальчиком в семье.

Поэтому буквально через 1,4 года родила здесь снова с помощью операции кесарева сечения сына Антона. А потом, через 1,7 года, сына Пашу. Последняя беременность была несколько сложнее — тогда Дарья оканчивала МГЛУ: экзамены, диплом — в общем, спала мало. Но и в этот раз помогала ей заведующая отделением, поэтому Дарья признается — не волновалась, что будет третье кесарево через такие короткие промежутки времени:

— Здесь работают врачи, которым полностью доверяю. Четвертые роды сейчас случились после двухлетнего перерыва. И это самая легкая беременность, веселые роды — врачи со мной шутили и подбадривали, потому и самое легкое восстановление! Плюс у меня такие хорошие муж и сыновья... Да, у меня родился снова сын. Очень хочу девочку!

По обыкновению, еще на ранних стадиях беременности пациентки приезжают сюда на осмотр. После им определяют сроки обследований и госпитализации.

4 операции кесарева сечения не останавливают Дарью, она уверена, что дети — это как безграничная ответственность, так и безграничная любовь, даря которую, получаешь ее обратно в трехкратном размере: «Каждый новый ребенок дарит нам с мужем что-то новое. Мы меняемся только в лучшую сторону. И не боюсь рожать. Это ведь чудо!» 

А в его сотворении принимает участие и весь персонал РНПЦ — «Мать и дитя» — более тысячи специалистов, которые оказывают медицинскую помощь матерям и детям на самом высоком уровне. Директор центра Константин Вильчук, листая «позитивы» — так здесь называют истории с хеппи-эндами, рассказывает:

— У нас непростые пациентки. Основная масса из них с акушерскими и гинекологическими патологиями,  тяжелыми экстрагенитальными заболеваниями во время беременности. Ежегодно здесь принимаются около 3,5 тысячи родов. Да, в последние годы сложились определенные демографические ситуации: сейчас рожают пациентки, которые сами родились в конце 1990-х — начале 2000-х годов, когда также был спад в демографии. Количество женщин репродуктивного возраста в целом снизилось, снижается и количество родов. Решить этот вопрос основательно невозможно, но можно увеличить количество беременностей у тех, у кого уже есть дети, стимулировать рождение последующих, создание многодетных семей. То, что мы делаем здесь по плану развития, совершенствования вспомогательных репродуктивных технологий, проблему повышения рождаемости не решает. Несмотря на то что в стране есть достаточное количество центров репродуктивной медицины, количество таких родов — до тысячи в год. 


В Минск в РНПЦ «Мать и дитя» приезжают будущие мамы со всех регионов страны. Для госпитализации сюда, правда, определены показания. 

— Увы, сейчас 70 процентов женщин имеют те или иные заболевания. Да, сложных меньше, но они есть. В последние годы  много тех, кто имеет экстрагенитальную патологию: болезни систем кровообращения, эндокринные заболевания, например сахарный диабет. Патологию щитовидной железы, болезни крови, онкологические заболевания и другие, — приводит примеры директор РНПЦ. — Последние годы получила развитие трансплантология, поэтому ежегодно возрастает количество женщин с пересаженными органами. 

В РНПЦ «Мать и дитя» есть научные лаборатории, в которых разрабатываются новые методики, технологии ведения беременности, родов, послеродового периода у пациенток после трансплантации. 

— Да, конечно, были случаи, когда пациентки с заболеваниями приходили к нам со следующей беременностью. Это отрадно видеть. Всех мы помним, потому что работаем практически по индивидуальной программе с каждой: их беременности — это высокие риски и угрозы их здоровью, — объясняет Константин Вильчук. — У нас проводятся всесторонние обследования. Есть свое отделение, лаборатория по выявлению наследственно-генетических заболеваний, в том числе касающихся тромбофилии. Пациентки с таким заболеванием требуют динамического наблюдения, заключающегося в назначении определенных лекарственных средств во время всей беременности. Нередко все может осложниться кровотечениями, поэтому мы разрабатываем инструкции, которые позволяют минимизировать осложнения, риски, возможные при беременности, родах и послеродовых состояниях. 

Все будет хорошо 

Кстати, самых маленьких во всех смыслах деток, рожденных после 22-й недели и до 28-й недели, выхаживают именно здесь. Такие младенцы с массой тела 500 граммов имеют, как правило, незрелые  органы слуха, зрения и других систем. Тут созданы необходимые условия в современных инкубаторах для их выхаживания. 

В РНПЦ всегда во время родов работает команда из акушера-гинеколога, анестезиолога-реаниматолога, врача-неонатолога, акушерки и медсестры. 

— Всего по стране каждый год регистрируется около 4 процентов преждевременных родов, только у нас — 10—11. Высокий уровень операций кесарева сечения объсянется наличием тяжелых заболеваний у пациентов, — говорит директор РНПЦ. — Те же многоплодные беременности — двойни, тройни — это большие риски для женщин и детей. Но мы делаем все, чтобы беременность и роды были успешными для них. 

К слову, в рамках Соглашения о займе у Всемирного банка в РНПЦ «Мать и дитя» планируется строительство корпуса, в котором будет отделение детской анестезиологии и реанимации со своим симуляционным центром для обучения детских анестезиологов-реаниматологов и среднего медперсонала. Также появятся банк грудного молока и новые операционные. Это будет способствовать совершенствованию оказания медицинской помощи. 

Спрашиваю у Константина Устиновича, что никогда в его работе не забудется. Есть же истории? 

— Многое не забыть. Например, когда казалось, что итог безнадежен. Роды были тяжелыми. Женщину теряли — остановка сердца. Раз дефибрилляция сердца, два… Возле пациентки тогда молился священнослужитель. И тут она приходит в себя… Знаете, довольно интересная была встреча с ней после. Нарядная, на шпильках, с улыбкой. Думаешь: это сделали мы или кто-то другой? Или вместе объединили усилия?

Мы просматриваем «позитивы»: у женщины был рак молочной железы — родила доченьку, сама вылечилась. У другой — редкое генетическое заболевание, с которым, казалось бы, не суждено стать мамой. История, в которой советовали прервать беременность, но врачи центра обследовали будущую маму с помощью всех своих технологий, что позволило удостовериться: ребенок все же будет здоровеньким. А вот история про первую в мире женщину, которая стала счастливой мамой в РНПЦ «Мать и дитя» после сочетанной пересадки печени и почки со сложным сосудистым анастомозом. Константин Вильчук с гордостью их зачитывает, резюмируя: все возможно, если родители будут внимательно относиться к своему здоровью и доверять врачам. Ради нашего будущего разве это сложно?

kasel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter