«Был скромным, а потому неизвестным»: в НХМ открылась выставка, посвященная 120‑летию Акима Шевченко

Соцреалист со знаком качества

Он никогда не был в мейнстриме отечественного искусства — и волею судьбы сегодня оказался практически забыт. Хотя Аким Шевченко был художником не только большого дарования, но и большого педагогического дара. Среди его учеников — все те, кого сейчас принято считать мэтрами белорусской художественной школы: Май Данциг, Михаил Савицкий, Георгий Поплавский, Василий Шарангович, Виктор Громыко и многие другие. Наследие же самого Шевченко долгое время оставалось невостребованным. На слуху были разве что его «Плотогоны» — хрестоматийная, представленная во всех учебниках работа 1932 года, удачная во всех смыслах, в том числе и с точки зрения тогдашней конъюнктуры. Национальный художественный музей решил исправить ситуацию и подготовил большую ретроспективную выставку к юбилею мастера, чьи полотна могли бы стать настоящим золотым запасом для отечественных коллекционеров. 

Скромность — тоже талант 

Удивительно: наследия Акима Шевченко хватило бы на несколько художественных выставок, но за всю жизнь у него случилась лишь одна персональная — в 1962 году, когда ему исполнилось 60 лет. 

— Этот факт многое объясняет, — считает куратор выставки художника в НХМ Алексей Матюшонок. — Он был скромным, а потому, наверное, не очень известным. 
Шевченко никогда не стремился к славе и просто делал то, что любил и хорошо умел: занимался живописью, много работал с натурой, ездил на пленэры, преподавал.  
Его не привлекали публичность и популярность, он не был важной фигурой в советской художественной политике. Хотя действительно внес большой вклад в развитие и становление белорусского изобразительного искусства.

«Портрет жены», 1951 г.

О том, чтобы как следует отметить юбилей художника, позаботился генеральный директор НХМ Владимир Прокопцов. Шевченко его земляк, тоже уроженец Добрушского района Гомельской области. Более того, выставочным проектом Владимир Иванович не ограничился. К юбилейной дате подготовил и выпустил книгу об Акиме Шевченко из серии «Славутыя мастакi з Беларусi». Это совместный проект Национального художественного музея и издательства «Беларусь». В ней — весь творческий путь художника: от занятий в студии им. Врубеля в Гомельском клубе железнодорожников и учебы в московском ВХУТЕМАСе до репродукций самых известных картин. В 1927 году художник Михаил Филиппович (сегодня классик, а в то время тоже студент ВХУТЕМАСа) отобрал для выставки в Минске работу Шевченко «Лявонiха». Пятью годами позже появились те самые «Плотогоны» (второе название — «Сплавщики»), на которых обратил внимание сам Валентин Волков. Более того, на Всебелорусской выставке, где впервые экспонировались «Плотогоны», было представлено более 1800 работ, но мэтр отметил именно картину Шевченко. Сейчас она хранится в НХМ. 

«Плотогоны» («Сплавщики»), 1932 г.

— Вообще, у нас в фондах около 30 работ Акима Шевченко, — рассказывает Алексей Матюшонок. — Однако на этой выставке экспонируется только семь из них. Еще 23 работы привезли из Добруша, три — из коллекции Белорусского союза художников. Показать все полотна из нашего собрания нет возможности: не позволяет выставочное пространство. Но «Плотогонов» и еще несколько известных картин (например, «Река Неман», «Отстаивая Минск») зрители обязательно увидят. А вот «Лявонiхi» не будет — неизвестно, где и у кого эта картина сейчас находится.

«В парке», 1945 г.

Мечтатель 

Известен Шевченко и как автор цикла полотен о наших песнярах — Янке Купале и Якубе Коласе, продолжает Алексей Матюшонок:

— Одна из картин, где поэты изображены вместе, хранится в фондах союза художников. Была мысль взять ее для экспозиции, но холст находится в плохом выставочном состоянии, поэтому от этой идеи решили отказаться. Зато есть возможность увидеть «Выходной день» — еще одну известную работу Шевченко, которая не так часто выставляется. 
И еще момент: большая ретроспективная выставка к 120‑летию художника не только познакомит зрителей с Шевченко заново, но и представит соцреализм как искусство с большой буквы. 
«Портрет Алоизы Пашкевич (Тетки)», 1976 г.

— Если продолжать рассуждать на тему того, почему Шевченко не получил такой известности, как некоторые его современники, то нужно также сделать поправку на время. Он был цельным, хорошим, качественным художником, но все же одним из соцреалистов: в этом направлении тогда работали абсолютно все. Другими словами, таких живописцев было много. И после войны, к сожалению, Шевченко не сделал работы, о которой бы спорили, которую бы обсуждали… 

«Река Неман», 1970-е. 

После окончания Великой Отечественной (а Шевченко был награжден орденом Красной Звезды и несколькими медалями) ему пришлось начинать все заново. В 1956 году по приглашению дирекции художественного училища им. А. Глебова Аким Михайлович переехал из Гомеля в Минск. В Глебовке он преподавал до выхода на пенсию в 1962 году. На пенсии, к слову, увлекся автолитографией. Несколько графических листов есть в собрании НХМ. 

Выставка продлится до 13 марта.
Помимо книги об Акиме Шевченко, серия «Славутыя мастакi з Беларусi» пополнилась еще тремя альбомами, посвященными художникам Александре Последович, Михаилу Чепику и Исааку Боровскому.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter