Соцответственность приветствуется

О социальной ответственности бизнеса

Каждый из нас понимает, зачем нужно жертвовать. С миру по нитке — голому рубашка. Для некоторых филантропов эта пословица уже давно стала руководством к действию. Соберем, поможем, поддержим. Это — по–людски, так диктует совесть. На бытовом уровне все–то оно складно. Но посмотрим чуточку дальше. Задумываются ли крупные корпорации, что часть их дохода неплохо бы отдавать на благотворительность? Стремятся ли они к этому? Знают ли о корпоративной социальной ответственности и что вкладывают в это понятие наши бизнесмены? Эти и многие другие вопросы обсуждали на днях на ток–шоу, посвященном вопросам социальной ответственности бизнеса. Организаторы — международный социально–экономический фонд «Идея» — обозначили тему дискуссии так: чего в нашей стране не хватает, чтобы бизнес в полной мере смог реализовать свою социальную ответственность перед обществом. Как выяснилось, нерешенных вопросов уйма.


В первую очередь специалисты обращали внимание на следующее: большинство бизнес–структур приравнивает корпоративную социальную ответственность к благотворительности. Но ведь понятие КСО — намного шире. Да, компания может сколь угодно кичиться тем, что на попечении у нее с десяток детских домов и тройка пансионатов для престарелых. Но о каком социально ответственном бизнесе может идти речь, если сотрудники предприятия заперты в душных офисах без кондиционеров, им по три месяца не платят заработную плату, а что такое соцпакет, руководство напрочь забыло? Социально ответственный бизнес должен соблюдать нормы и правила в области этики, экологии, человеколюбия, сострадания. Это аксиома.


С другой стороны, как бы цинично ни звучало, главное, что интересует компании, — это деньги. Цель любого предприятия, будь то концерн по производству автомобилей или станция техобслуживания Васи Иванова в небольшом райцентре, — получение прибыли. Так зачем заниматься филантропией? Специалисты уверяют, что рост доходов предприятия напрямую связан с эффективной социальной и благотворительной политикой. Жертвуешь, заботишься о сотрудниках, контролируешь влияние своего производства на окружающую среду — получаешь очередной плюс. Акционеры и другие заинтересованные лица проникнутся доверием, репутация укрепится, статус повысится, а это — прямая дорожка к увеличению капитала. Схема слишком идеальна? В самом деле, будь каждый из представителей бизнеса уверен, что она действительно работает, КСО стала бы таким же стандартом, как, например, соблюдение норм охраны труда.


Это одна из причин, почему для многих предприятий принципы КСО вторичны. Правда, есть и хорошие примеры. Для руководства Белорусского металлургического завода КСО — давно не пустая аббревиатура. За 11 месяцев 2011 года предприятие направило на финансирование соцпрограмм более 38,3 миллиарда рублей. Уже несколько лет подряд здесь ежегодно готовят отчеты в области социальной ответственности и корпоративной устойчивости по международному стандарту. Готовы ли работать по такому же принципу другие бизнес–структуры?


Готовы, уверяет Виктор Радьков, редактор одного из минских журналов. Но с оговоркой, что законодательство в сфере благотворительности будет более гибким. Ведь сейчас, чтобы перевести на счет нуждающегося ребенка деньги, бухгалтер должен перевернуть гору документов, чтобы не дай бог не ошибиться в отчетности. Оступится — и это может привести даже к уголовной ответственности. А с такими рисками проще умыть руки и вовсе не заниматься пожертвованиями. С этим согласились и другие присутствующие: если государство хочет, чтобы компании активнее участвовали в жизни общества, нужно перестать вставлять палки в колеса. Пока же, по мнению бизнес–структур и общественных организаций, действующее в стране законодательство в области оказания спонсорской помощи — больше пример того, как не надо заниматься благотворительностью. Каких изменений ждут? Приятным бонусом для предпринимателей–филантропов могли бы стать налоговые льготы. Пусть небольшие, но и это — стимул жертвовать. Работа уже ведется — решается вопрос по подоходному налогу, взимаемому с пожертвований частным лицам. Подумывают о предоставлении кредитов на льготных условиях компаниям, реализующим общественно значимые программы. Бизнес надеется, что со временем будет найден компромисс и в стране появится комплексное и эффективное законодательство о социальной ответственности вообще и благотворительности в частности.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter