Опросы общественного мнения и ответственность социологов перед обществом – новый выпуск проекта "Экспертная среда"

Социология — сфера профессионалов

Каким опросам можно доверять

Беларусь вступила в период электоральной кампании. Именно сейчас появляется много социологических опросов, исследований, данных… В последнее время с развитием мессенджеров, интернета формы опросов становятся все более разнообразными. Что же представляет собой социологическое сообщество и почему так важно, чтобы именно профессионалы занимались данной тематикой? Эти и другие вопросы обсуждались во время очередного выпуска «Экспертной среды» — совместного проекта БЕЛТА и Белорусского института стратегических исследований.


По мнению директора Института социологии НАН Беларуси Геннадия Коршунова, социологическое сообщество представляет собой достаточно крепкий рабочий организм:

— Единственное, хочется, чтобы социологов было больше. Но тем не менее есть БГУ, который готовит квалифицированные кадры, Институт социологии НАН Беларуси, еще имеются и кафедры в регионах. Практически в каждой области есть региональные исследовательские организации, за исключением Витебской. Также мы сотрудничаем с Белорусским социологическим обществом.

Кроме того, в 2018 — 2019 годах возникли новые структуры на базе вузов. Это Уник ом БГУ, Информационно-аналитическое управление Академии управления при Президенте, центр социологических исследований МИТСО, центр в экономическом университете.

С другой стороны, если посмотреть на этот вопрос с точки зрения обывателя, то не всегда можно понять, каким данным доверять. На этом акцентирует внимание модератор дискуссии заместитель директора БИСИ Юрий Прокопов:

— Допустим, открывает читатель какого-нибудь сайта новость и видит: институт с вычурным названием — аббревиатура латинкой — провел исследование в десятках городов, выборка такая-то… Как разобраться-то?

Начальник информационно-аналитического управления Академии управления при Президенте Владимир Литвинович поясняет, что люди должны ориентироваться на структуру, которая предоставляет эти данные. У каждой организации есть своя репутация. По мнению же директора Центра социологических и политических исследований БГУ Давида Ротмана, настораживать должно отсутствие у организации обязательной аккредитации Комиссии по опросам общественного мнения при НАН Беларуси:

— Предположим, операцию человеку будет делать не профессиональный врач с дипломом, а служба охраны поликлиники или больницы... В социологии то же самое. Поэтому аккредитация — это не что-то нехорошее, как многие могут подумать. Наоборот! И это не политическое действие, а профессиональное. Нужно четко это понимать. Ну не может существовать социологической структуры, если в ней состоят или ею руководят люди, которые вообще никогда этим не занимались. Если они понятия не имеют, что такое социология, и используют ее только в пропагандистских целях.

Декан факультета философии и социальных наук БГУ Вадим Гигин подходит к этому вопросу с практической точки зрения:

— Мы слишком многого требуем от нашего гражданина. Он должен у нас и финансово, и политически, и социологически быть грамотным. Стоит понимать, что фейки все равно будут появляться. А некоторые специально эту информацию запускают, более того, ее заказывают. Поэтому нужно больше давать проверенной информации из академических структур.

Кроме того, существуют интернет-ресурсы, которые не заинтересованы в том, чтобы их аудитория разбиралась в социологии или методологии. Мы на различных примерах видим, как для анонимных телеграм-каналов важно не само исследование, а хайп. Главный советник управления внутренней политики и социологических исследований БИСИ Николай Сухотский уверен, что доверять этим данным не стоит. И подчеркивает:

— Изучая опыт других фабрик мыслей, можно увидеть, что они не проводят социологические исследования. У них нет полевого этапа, полевой социологии. Но они активно работают с качественной социологией. Нам важно аккумулировать вокруг себя ведущие социологические центры страны. Так как качественные социологические данные — основа доверия к социологии в целом.

С этим согласен и Геннадий Коршунов, который подчеркивает, что социология — очень специфическая среда:

— В чем отличие, например, от классического исследования? Когда мы проводим поквартирный опрос, идет очень жесткая схема отбора, когда срабатывает принцип случайности и теоретически каждый человек имеет вероятность попадания в выборку. Исходя из чего и обеспечивается ее репрезентативность. В интернете этого сделать нельзя.

Говоря о внедрении онлайн-опросов, Геннадий Коршунов отметил, что Институт социологии в этом направлении развивается:

— Мы, безусловно, включим этот инструмент в свою сферу, но только тогда, когда будем четко знать, как он работает, его преимущества и ограничения.

Касаясь темы электоральной социологии, эксперты резюмировали, что ее технологии не имеют больших особенностей. Но некоторые правила есть. И это не какой-то разовый замер, а комплекс, который включает в себя три этапа: предвыборные замеры, исследования в день выборов и послевыборные исследования. Это стандартные международные правила. Таким образом, чтобы эффективно и правильно провести социсследования в день выборов, нужно обязательно учитывать складывающуюся накануне ситуацию в стране. Иначе доверять результатам нельзя. В связи с этим Владимир Литвинович обратил внимание:

— Если мы упоминаем опросы общественного мнения в избирательный период, то наличие аккредитации в Комиссии по опросу общественного мнения тоже является знаком качества. Это показывает, что сотрудники данной структуры работают и с научно обоснованными методиками и отвечают за результат.

При Национальной академии наук уже много лет работает Комиссия по опросам общественного мнения. Она фактически выступает регулятором в этой сфере.
В рейтинге благосостояния стран мира (Legatum Global Prosperity 2019) Беларусь занимает 1-е место среди 167 стран по ряду субиндексов: доступ к мобильной сети, уровень охвата населения медицинской помощью, завершенность неполного среднего и высшего образования.
Вадим Гигин:


— Мы часто продукты просроченные покупаем, не успеваем посмотреть, когда они выпущены. Потом этой просроченной сметаной или кефиром травимся. А тут мы требуем от человека, чтобы он разобрался, посмотрел бэкграунд. Что нам требовать от издательств? Да, есть БЕЛТА, есть «Беларусь сегодня». Они не пропустят информацию, которая является научно некорректной.



Геннадий Коршунов — об онлайн-опросах:


— Они являют собой и научно, и методологически необоснованные исследования, которые, мягко говоря, очень далеки от реальной социологии. Но тем не менее все мы видим, что результаты этих опросов общественного мнения активно тиражируются в СМИ (уже и в зарубежных). Эти цифры верифицируются в сознании людей. Попросту говоря, общественность вводят в заблуждение относительно реальной ситуации.


Владимир Литвинович:


— С развитием интернета у нас информация стала доступна и каждый может взять статью, книгу, прочитать ее, сделать для себя вывод, что так просто проводить опрос: составил какую-то анкету и разместил ее на сайте. Возникает псевдоуверенность в своих силах, в том, что я могу сделать опрос. Хотя социологи знают, что на результаты опроса влияет формулировка вопроса, варианты ответов, даже порядок вопросов в анкете может сказаться на итоговых результатах.

Давид Ротман:


— Каждый раз перед принятием управленческого решения должно быть проведено профессиональное социологическое исследование. Люди принимают ряд ошибочных решений и затем их отменяют. Значит, мини-референдум сначала, социологический опрос от нескольких ведущих социологических структур, и, когда совпадают данные, близки эти данные, тогда уже надо принимать решение. Мне кажется, это было бы очень здорово.



Николай Сухотский:


— Как правило, в онлайн-опросах стоят очень большие цифры участников. И фактор количества на многих действует психологически, как будто это действительно такое репрезентативное действие. На самом деле к репрезентативности это не имеет никакого отношения. Однозначно, это больше псевдосоциология, суррогат.

bakun@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter