Социальные «приманки»

Расхожее мнение – социальный пакет  дополнительно стимулирует персонал. Однако специалисты этот тезис отвергают. Это всего лишь фактор лояльности персонала, но весьма важный

Наполняя   социальный   пакет, компания   часто   экономит,   да   еще   и   «привязывает»   к   себе   ценных   сотрудников 

Расхожее мнение – социальный пакет  дополнительно стимулирует персонал. Однако специалисты этот тезис отвергают. Это всего лишь фактор лояльности персонала, но весьма важный. Один мой знакомый бизнес-консультант любит в шутку предлагать руководителям компаний «фирменный рецепт»: хочешь повысить производительность труда – корми бесплатными обедами только тех, кто справился с заданием. Конечно, для стимулирования «трудовых подвигов» существует много способов. 

А   обед   по   расписанию… 

По теории социальный пакет представляет собой ряд компенсаций и льгот для сотрудников в зависимости от занимаемого ими места в компании. 

Работодатели часто задаются вопросом: не проще ли выдать «довесок» живыми деньгами и не «выдумывать» льготы? Но практика показывает: соцпакет может обойтись компании дешевле, а работник предоставленные блага будет ценить больше, чем звонкую монету. Вот классический пример трех известных московских компаний, которые выкупили для персонала время для занятий в фитнес-центре. В результате стоимость абонемента для одного человека снизилась с 200 до 80 долларов. Подобные прецеденты происходят и в Беларуси. Так, в «Мире фитнеса» сегодня делают упор именно на корпоративного потребителя, и такой абонемент обходится сотрудникам компаний примерно на четверть дешевле. 

С ростом конкуренции на рынке труда привлечь и удержать ценных сотрудников становится все сложнее. Тут-то и «вступает в игру» социальный пакет. Специалисты советуют работодателям его содержимое при поиске сотрудников не просто перечислить, но и привести денежный эквивалент каждой составляющей (зачастую эта сумма может достигать 30—50 % зарплаты). В дальнейшем «перекупить» ценного работника будет гораздо сложнее, если у него не просто высокий оклад, но и сложилась система социальных предпочтений: конкретные заведения, в которых он проходит медобслуживание, занимается спортом, отдыхает… Эти предпочтения как раз и формирует социальный пакет. 

Мечты    и   реальность 

«Запад очень активно совершенствует социальный пакет, первые серьезные шаги сделаны в России, у нас все только начинается», — говорит директор консалтинговой группы «Здесь и сейчас» Александр Паньков. Похвастаться хорошо наполненным соцпакетом в Беларуси могут, пожалуй, крупные компании с западными «корнями» – «Кока-кола», «Макдоналдс», IBA, «Атлант-М», «EPAM Systems»  и другие. 

По другому пути, но в том же направлении идут отдельные представители госбизнеса, которые сохранили и приумножили традиции советских времен – собственные медучреждения, санатории, пионерские лагеря и ведомственные детские сады, столовые со специальными ценами для «своих»… Недавно генеральный директор ПО «БМЗ» Николай Андрианов с удовольствием рассказывал журналистам, как в санатории предприятия, аналог которому трудно найти в СНГ, проходят оздоровление сотрудники предприятия и члены их семей, прежде всего дети. 

По данным исследования «Здесь и сейчас», в коммерческих структурах Беларуси чаще всего персоналу оплачивают услуги мобильной связи, расходы на бензин (при использовании личного автотранспорта в служебных целях), представительские расходы (см. таблицу). В список попали такие блага, как предоставление займов, товаров или услуг компании, оплата амортизации личного автомобиля, отдыха, питания. Такая перспективная позиция, как медстраховка, пока в числе аутсайдеров. Впрочем, интерес к добровольному медстрахованию работодатели все же проявляют. По версии страховой компании «Бролли», это чаще всего представительства западных корпораций и отечественные банки. В страховом портфеле «Бролли» этот вид страхования в прошлом году составил 5 % и вырос в 1,5 раза к предыдущему году. 

К сожалению, развитие соцпакета в Беларуси серьезно тормозит законодательство. Все эти расходы тяжким бременем ложатся на прибыль, в то время как в России, например, многие «корпоративные льготы» можно относить на затратную часть. 

Между тем на Западе работодателям выгодно предоставлять социальный пакет. Так, Международной организацией труда (МОТ) утверждена структура затрат на рабочую силу, куда входят прямая заработная плата, единовременные премии и поощрения, расходы на питание, топливо, обеспечение работников жильем, профессиональное обучение… По этим показателям рассчитывается средний показатель затрат на единицу отработанного или оплаченного времени, который учитывается государственными органами при предоставлении налоговых льгот предпринимателям. 

Блага   не   для   всех 

Западные компании считают своим долгом предлагать «социальные блага» всем работникам – от уборщицы до самого высокого руководства (варьироваться может лишь их наполнение). Несколько иначе ситуация выглядит в России и у нас. Как правило, речь идет лишь о ключевых для компании сотрудниках. Не имея возможности «ублажить» всех, руководители пытаются удержать хотя бы тех специалистов, уход которых чреват для компании серьезными потерями. Как правило, это весь топ-менеджмент, а также некоторые редкие специалисты, которых на всю Беларусь наберется не больше десятка. 

Сегодня российские компании сделали еще один шаг по направлению к Западу – они все активнее вводят соцпакет по принципу «кафетерия». Это значит, что всем сотрудникам предложен определенный набор услуг, которые они могут выбрать по своему усмотрению в пределах количества баллов, положенных «по должности». Ввиду большего количества услуг такой пакет может стать очень дорогим для компании, но специалисты утверждают, что к этому мы все равно рано или поздно придем. 

Всего   в   меру 

Все рассуждения о прелестях социального пакета перестают действовать, если заработная плата на предприятии не удовлетворяет потребности сотрудников. Скорее всего, они будут искать местечко «потеплее», пусть и без социальных благ, но с хорошим уровнем оплаты живыми деньгами. 

С другой стороны, если соцпакет слишком «вкусный», «перекормленный» персонал может начать привередничать. А иногда и попросту игнорировать услуги, предоставленные компанией. Как рассказали в «Мире фитнеса», высокая посещаемость характерна только для тех компаний, которые контролируют походы в спортзал и часть расходов на оплату перекладывают на плечи самих же работников. Впрочем, основная доля персонала отечественных компаний все еще остается без социальных «приманок». 

------------------------------

Чем   богаты? 

По данным исследования российской компании «Ромир», проведенного в апреле этого года, две трети россиян пользуются благами социального пакета. 

Больше всего таких граждан проживает в Центральном федеральном округе – 84 %. Чаще всего положительно на заданный вопрос отвечали люди с высшим образованием, квалифицированные специалисты (75 %). Выяснилось, что пол практически не влияет на наличие или отсутствие соцпакета у работника. Так, среди мужчин (68 %) и женщин (63 %) оказалось примерно одинаковое число граждан, имеющих социальный пакет. Отвечая на вопрос о наполнении соцпакета, респонденты чаще всего выбирали оплату добровольной медицинской страховки (70 %), а также больничный лист и отпуск по беременности и родам (63 %). На втором месте по частоте включения оказались профессиональное обучение (39 %), полная оплата отпуска по декрету (38 %), оплата мобильной связи (34 %). Тройку лидеров замыкают оплата питания (25 %), займы у предприятия (23 %), оплата транспорта (20 %). Реже всего компания готова предлагать скидки на клубные карты своим работникам (12 %), оплачивать добровольную медстраховку для родственников и детей сотрудников (10 %) и туристические путевки (9 %).

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter