Итоги и результаты республиканского опроса общественного мнения «Социальное мышление» — в комментариях аналитиков и экспертов

Социальное мышление. Акценты

Итоги и результаты республиканского опроса общественного мнения «Социальное мышление», проведенного в преддверии VI Всебелорусского народного собрания аналитическим центром ЕсооМ с привлечением фонда «Украинская политика» и во взаимодействии с аккредитованными в Беларуси социологическими центрами, — в комментариях аналитиков и экспертов.

фото александра кулевского.

С 12 января по 8 февраля 2021 года аналитическим центром ЕсооМ с привлечением фонда «Украинская политика» и во взаимодействии с аккредитованными в Беларуси социологическими центрами по заказу ­БЕЛТА был проведен республиканский опрос общественного мнения «Социальное мышление». С использованием бумажных анкет и планшетов было опрошено 9896 респондентов в 108 населенных пунктах всех регионов Беларуси с соблюдением принципа репрезентативности для граждан от 18 лет по полу, возрасту, уровню образования, типу населенного пункта и региону проживания респондентов. Статистическая ошибка выборки не превышает 2,5 процента.

Как сообщило ­БЕЛТА, двухэтапному полевому исследованию предшествовал пилотажный телефонный опрос, позволивший подготовить необходимый инструментарий и выстроить тактику сбора первичной социологической информации. На первом этапе проведен территориальный опрос экономически активного населения, по результатам которого принято решение о проведении второго этапа с более широким охватом различных категорий граждан. Помимо заполнения формализованных анкет, перед интервьюерами ставилась задача изучения запросов и ожиданий общества, сбора предложений населения по совершенствованию политики государства в различных сферах. Акцент делался на открытых вопросах, позволяющих максимально учесть личную точку зрения респондентов.

Полученные результаты позволяют дать объективную характеристику общественного мнения жителей Беларуси, говорит директор аналитического центра EcooM Сергей Мусиенко (на снимке). Он прокомментировал некоторые данные, в частности тот факт, что никому из представителей власти и политикам не доверяет 5,8 процента опрошенных:

— То есть это такая группа людей, которая никому не доверяет. И надо учитывать ее мнение и понимать, что она существует. Вместе с тем приятно, что Головченко получает существенный процент, хотя недолго работает на посту Премьер-министра. Значит, видна его работа и работа его пресс-службы. Это все в комплексе дает такой высокий процент. Потому что отнюдь не каждый человек, который занимает новую позицию, сразу получает существенный рейтинг. Кочанова, которая условно имеет второе место в рейтинге, тоже заняла его не только исходя из должности. Ее встречи с молодежью, студентами обратили на себя внимание в последнее время. Безусловно, мы видим вовлеченность в процесс. Макей — на внешнеполитическом поле ему часто приходится комментировать и выступать. Вспомним его интервью совместно с супругой, которое было так обсуждаемо в социуме. Сейчас можно говорить, что его рейтинг может быть и выше.


Сергей Мусиенко обратил внимание на падение рейтинга доверия к бежавшим за пределы страны так называемым «лидерам оппозиции»:

— Это их деятельность, бездействие или неумение, когда, назвав себя политиками, они не смогли таковыми стать. Или Бабарико, который выключен из политического поля, но имеет больше, чем те, кто постоянно гадит Родине. Люди тоже замечают такие вещи.
Человек, который хочет твоей стране, тебе, твоим предприятиям сделать хуже, не может пользоваться доверием. То есть они все в угоду кому-то делают, но не людям.
Руководитель EcooM отметил также, что 72,4 процента белорусов не поддерживают акции протеста, проходившие в нашей стране в августе 2020 года:



— Когда эти вещи происходили в Минске, звонили из других городов и говорили: что там у вас творится, я не могу с ребенком съездить в театр. То есть они жили своей жизнью спокойно, а нормальная жизнь Минска на какой-то период была во многом парализована. И люди не хотят повторения этого. Зачем? Ради чего? Цели нет, смысла нет. И мы видим в этой группе ответов непонимание происходящего. Так что эти цифры поддержки довольно четко отражают действительность.

При этом 57,8 процента респондентов уверены, что действия государства, направленные на пресечение уличных протестных акций, обоснованы. Сергей Мусиенко пояснил:
— Общество понимает, что действия государства для пресечения этих акций правильны. Потому что когда на проезжую часть выходит какое-то чудо и перегораживает тебе дорогу, а ты едешь забирать ребенка из секции, который на улице стоит и ждет… Что тебе делать? Ехать на них и точно так же вести себя, как они? Наше общество слишком культурное, чтобы так поступать. Поэтому, конечно, здесь нужно вмешательство государства, иначе это может кончиться бедой.
Не удивляет эксперта и тот факт, что 75,9 процента респондентов уверены, что акции протеста оказывают негативное воздействие на качество жизни населения:


— Люди месяцами не водили детей в секции. Машину не поставь или ребенка не отпусти. Многие же, если была такая возможность, на выходные из города уезжали, чтобы просто не быть сопричастными даже косвенно или случайно акциям протеста. Здесь общественное отчуждение от этого процесса в цифрах видно. Они становятся говорящими, на мой взгляд.

При этом на вопрос: «Как вы относитесь к публичному использованию бчб-флага?» — отрицательно ответили 62,1 процента. По словам директора EcooM, здесь отчетливо видна работа прессы и роль публикаций, объясняющих значение этого флага. Однако 17,6 процента высказали безразличие, что аналитика слегка покоробило:

— Меня больше всего задевает безразличие в этом вопросе. От безразличия и равнодушия случаются самые страшные дела в жизни.


Зато 30,9 процента белорусов не знают, чьи интересы выражают лидеры оппозиции, и это Сергей Мусиенко считает весьма симптоматичным. 

— 30,9 процента — очень красноречивая цифра, — говорит он. — Чьи они интересы отстаивают? Естественно, не наши.


Вместе с тем страны Запада — тоже четкая привязка, как и свои личные интересы. Потому что эти дрязги не скроешь. Разборки, кто лидер, кто заберет основной куш, взаимные обвинения. Люди видят эти шкурные интересы иных стран. А это предательство. Мы все-таки страна партизан, а не предателей.
Еще один важный вопрос, заданный белорусам: «Соответствует ли действующая Конституция потребностям общества и государства?» 57,8 процента считают, что соответствует, по поводу чего Сергей Мусиенко заметил: 


— Внутренне в социуме ощущение, что в принципе все нормально. Знаете, от добра добра не ищут. Зачем и что изменять? И всего 9,2 процента уверены, что не соответствует. Как правило, это отрицание ради факта. А если этот вопрос расширить условно, предложить написать, что именно, то ответов не будет. Поэтому диалоговые площадки работали. Власть пыталась услышать людей.


Кроме того, белорусы нацелены на дальнейшее выстраивание взаимовыгодного сотрудничества с Россией — 71,2 процента, Евросоюзом — 31,5 процента, Китаем — 27,4 процента, ­ЕАЭС — 23,6 процента, США — 10,3 процента. Почему на первом месте Россия? Мнение аналитика на этот счет таково:

— Все очевидно. Нам дают российскую вакцину, мы видим поддержку в трудный период, встречное движение. Поэтому, естественно, такой отклик людской. И вместе с тем есть падение показателей Евросоюза, когда он от нас закрывается, когда с его территории нам поступают какие-то посылы, угрозы.
Отвечая на вопрос, какие достижения суверенной Беларуси нужно сохранить, 72,9 процента опрошенных отмечают порядок и стабильность в стране, 57,3 процента — суверенитет и независимость, 54,2 процента — уровень оказания медицинских, образовательных услуг, 48,9 процента — качество продуктов питания и товаров промышленного производства, 39,3 процента — социальную направленность внутренней политики, 36,6 процента — уровень жизни и благосостояния граждан, 18,8 процента — развитие атомной энергетики, 12,7 процента — достижения в спорте.

— Очень важно, что достижением являются порядок и стабильность в стране, — говорит Сергей Мусиенко. — Когда Александр Лукашенко в своих выступлениях говорил, что главное — не допустить войны, внешней агрессии или внутренних беспорядков, к этому серьезно не относились. И вдруг увидели, что это уже пришло в наш дом, что это рядом. Люди оценивают порядок и стабильность как ценность, которую надо сохранить. Как и суверенитет и независимость.


По его словам, бесплатная медицина и образование стали обыденностью и данностью. Но это есть далеко не у всех стран:

— Посмотрите, как наша медицина отреагировала на эпидемию. В этом огромная заслуга государства. Мы занимались и занимаемся профилактической медициной, таков наш менталитет. Качество продуктов питания у нас не упало. А ведь часто, когда приезжаешь в другие страны, местные говорят: «Это не бери». Думаю, качество наших продуктов должно быть более высоко оценено обществом. На мой взгляд, это наше большое достижение, с этим даже западные страны согласны. Некоторые сорта нашего шоколада стали лучше швейцарского. Об этом сами швейцарцы говорят. БелАЭС — люди видят, что это новый этап развития. Опять же, весь мир сейчас переходит на электромобили, мы в тренде оказались.

Среди зарубежных политических деятелей наибольшим доверием пользуются лидер КНР Си Цзиньпин (51,3 процента) и президент России Владимир Путин (49,7 процента). Наибольшим недоверием среди населения пользуются президент Польши Анджей Дуда (47,7 процента), а также президент Литвы Гитанас Науседа (39,7 процента) и президент Украины Владимир Зеленский (38,7 процента).


При этом Сергей Мусиенко отметил:
— Доверие подтверждается годами сотрудничества. А доверие к политику — это доверие к стране. Мы знаем, что Лукашенко — лидер рейтинга доверия в Украине и в лидерах в России. 


ЭКСПЕРТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ

Николай Щёкин, заведующий отделом социологии государственного управления Института социологии НАН, кандидат философских наук:

— Результаты масштабного соц-опроса свидетельствуют о том, что период поствыборного времени в республике окончательно завершен и страна входит в созидательное русло своей деятельности. Наметившуюся тенденцию ухода от напряженности в белорусском обществе отметил еще Президент на VI Всебелорусском народном собрании. Будем откровенны, некоторые в силу своей зашоренности не поверили или не захотели принять объективные данные. И если предыдущие данные вызвали эффект разорвавшейся бомбы, то опубликованные ныне результаты соцопроса продемонстрировали переломную фазу развития и трансформации не только политической системы, но и прежде всего реального осознания происходящих процессов белорусским народом.

На белорусское общество в условиях беспрецедентной информационной войны оказывается постоянный прессинг со стороны западных спецслужб и определенных политических кругов. Даже с учетом этого я уверен, что ответ 66,5 процента опрошенных на вопрос: «Какому белорусскому представителю власти или политику вы доверяете в наибольшей степени?» полностью дискредитирует так называемую оппозицию, беглых и западных партнеров.
Более того, то, что 72,4 процента не поддерживают акции протеста, говорит об усталости граждан от уличных хулиганов и экстремистов. Это дает власти не только конституционное, но и моральное право ответить на запрос общества по наведению порядка и в рамках закона пресекать подобные несанкционированные «шествия».
К слову сказать, дополнительным аргументом служат ответы в данном соцопросе, где 57,8 процента белорусов считают обоснованными действия государства по пресечению уличных несанкционированных протестных акций. А то, что только 6 процентов их поддерживают и 9,4 процента скорее поддерживают, как раз и говорит о том процентном соотношении проголосовавших за оппозицию (10,12 процента) и за Александра Лукашенко (80,1 процента) на самих выборах. Более того, только 14,2 процента респондентов ответили, что оппозиция выражает интересы народа Беларуси, и всего лишь 3,8 процента полностью ей доверяют. Думаю, комментарии излишни.
Весьма показательным является ответ на волнующий «протестунов» вопрос относительно бчб. Думаю, ответы 62,1 процента отрицательно относящихся к бчб являются убедительными даже для проезжих представителей несистемной оппозиции и свидетельствуют, что данный символ чужероден для белорусского народа. Ответы на этот вопрос — еще одно подтверждение результатов референдума по государственной символике 1995 года.
Яркой всенародной реакцией на «просьбы» беглых к западному сообществу о введении санкций против своей Родины можно считать ответы на вопрос относительно негативного воздействия акций протеста на качество жизни населения. Так, более 70 процентов не поддерживают акции, которые подрывают качество жизни граждан и в целом страны.

Говоря о политической и конституционной реформе, Президент всех нас просил о взвешенности в подходах в данном контексте и обдуманности в трансформационных решениях относительно конституционного строя. В подтверждение устойчивости и адекватности конституционного строя в современных условиях говорят цифры. Около 60 процентов опрошенных ответили положительно на вопрос, соответствует ли Конституция потребностям общества и государства. Таким образом, в глубокой модернизации Конституция, как и в целом конституционный строй, сегодня не нуждается. Речь может идти только об усилении мер безопасности.

Кроме того, белорусский народ в полной мере осознал цену порядку и стабильности, суверенитету и независимости, уровню оказания медицинских и образовательных услуг, выделив их в качестве достижений.

Также 54,1 процента назвали Александра Лукашенко человеком года, 49,6 процента — авторитетом среди всех возможных политических деятелей страны. Предвосхищая некоторый скептицизм, сразу отмечу: во-первых, подавляющее большинство политических деятелей — в рейтинге процентной погрешности, во-вторых, очевидно доверие законодательной и исполнительной власти, а в-третьих, поствыборная ситуация на определенном этапе была взрывоопасной, поэтому граждане Беларуси до сих пор осмысливают происшедшее. И только сейчас начинают понимать роль государства в сохранении нации. Массированная информационная интервенция, конечно, смогла в какой-то степени посеять сомнения. Но в любом случае страна выстояла, государство сохранило мир и стабильность.
Главное, что отразил социологический опрос, — отсутствие политического «перегрева» народа и стремление его к единству и благополучию при подавляющей поддержке национального лидера и проводимого им социально-экономического и политического курса.
Александр Тищенко, эксперт по национальной безопасности:

— Согласно итоговым данным, 57,8 процента респондентов уверены, что действия государства, направленные на пресечение уличных протестных акций, были обоснованными. Такой высокий процент поддержки действий правоохранительных органов говорит о том, что все было сделано правильно, что абсолютное большинство людей хочет жить в нормальной, мирной, здоровой стране. Все оппоненты власти, которые пытаются прийти в белорусское политическое поле, в отличие от западных, стремятся не просто критиковать, а именно сломать систему. Но зачем? Неужели не понимают, что систему не дадут сломать нигде в мире?

Можно провести параллель с действиями силовых структур США во время штурма Капитолия толпой протестующих, поддержавших попытки 45-го президента США Дональда Трампа отменить результаты президентских выборов 2020 года. Американцы, даже не спрашивая, расстреляли все что можно, возбудили массу уголовных дел, задержали тысячи человек — и никаких разборок по этому поводу не было. Действия протестующих сразу были объявлены угрозой национальной безопасности! Только вот почему не считаем целостность белорусского государства главной целью национальной безопасности мы?

Действия наших правоохранительных органов совпадают с характером действий правоохранителей в других странах полностью. Мало того, белорусский опыт нарабатывался с учетом практики, нормативов и методики именно западных стран. Почему в таком случае действия милиции для «невероятной» части населения являются настолько больным вопросом? Это стандартная политизация вопроса. Стоит задача обдать грязью, опорочить любые действия, которые направлены на сохранение порядка и дисциплины, поддержание правового поля. Иначе может произойти, как в Армении, где Никол Пашинян пришел к власти через улицу. Теперь со словами: «Уходи!» — пришли уже к нему. Но зачем тогда принимать законы и Конституцию, если проще собрать толпу и сказать, по какому правилу мы сегодня живем?

Михаил Ковалев, экономист, профессор Белорусского государственного университета:

— С удовольствием обнаружил, что народ наш стал экономически достаточно грамотным. На вопрос относительно национальных целей почти 60 процентов указали, что это повышение качества жизни. И я напомню, что в 1995 году, когда мы уже стали президентской республикой, согласно данным Международного валютного фонда мы находились на уровне 20 процентов от среднего по Евросоюзу. По итогам же этого года мы вышли на 49 процентов. Примерно на таком же уровне мы находимся и по производительности труда. Поэтому, когда мы довольны или недовольны уровнем жизни, надо все время понимать главное: как работам, так и живем. Если работаем вдвое хуже, чем китайцы, такой же и уровень благосостояния получается.

Мне также понравилось, что наше население ставит в приоритет вопросы социальной направленности в нынешней государственной модели: почти 40 процентов опрошенных сказали, что социальная направленность белорусской модели развития — правильный путь. И я подтверждаю это фактом: согласно данным ООН по коэффициенту неравенства (коэффициенту Джини) мы разделили со Словакией третье-четвертое место в мире. Впереди только Чехия и Словения. Даже скандинавские страны находятся позади. То есть, несмотря на то что у нас есть и миллионеры, социальная направленность государства народу нравится, и он хотел бы ее продолжать.

Кстати, именно из-за социального равенства большинство представителей рабочего класса, крестьянства во время протестного движения, несмотря на все попытки его организаторов, так это движение и не поддержали и не пошли на забастовки. Да и люди пронимают, что акции протеста оказывают негативное влияние на качество жизни. Практически 75 процентов опрошенных согласны или скорее согласны с этим. Абсолютное большинство населения понимает, что акции протеста уже сказались на их качестве жизни. Приведу только один пример. От воздействия акций протеста люди побежали в банки и забрали более чем 1,6 млрд долларов своих вкладов. А эти деньги, оставайся они в банках, могли быть выданы другим людям в виде кредитов на жилье или на потребительские цели! А почему люди побежали? Потому что помнили: за 26 лет правления Лукашенко в банках не пропал ни один вклад населения. И прекрасно понимали, что в случае возможной отставки Президента гарантий сохранности вкладов в банках уже никто не даст. И не хотели рисковать.

Кроме того, из-за политической нестабильности прекратился поток инвестиций из-за рубежа. Перестала расти в этом году зарплата, и тоже очевидно, что произошло подобное вследствие не только пандемии, но и из-за тех самых протестных акций.
Эксперты — об итогах республиканского опроса общественного мнения «Социальное мышление»
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter