Эксперт о том, почему нужна социальная ответственность в ценах и доходах

Социальная ответственность в цифрах

Александр Лукашенко на прошлой неделе обсудил с Правительством и профильными ведомствами текущее состояние дел с ценами на розничном рынке. Это уже второе такое мероприятие после резонансного совещания в октябре 2022 года, когда Глава государства поручал в масштабах страны выработать эффективную систему регулирования цен. 

Фото из архива «СБ»

Президент в очередной раз отметил, что ценообразование — основа белорусской социальной политики Беларуси.

По доступности товаров в торговых сетях и магазинах не только в больших городах, но и удаленных деревнях рядовые граждане судят о руководстве на местах и в столице.

Правительству совместно с профсоюзами, местными органами власти, контролирующими и правоохранительными органами удалось существенно замедлить инфляционные процессы в стране. Более того, в IV квартале 2022-го органы статистики даже зафиксировали дефляцию почти в 2 процента. Притом что еще в сентябре кое-кто из чиновников прогнозировал годовую инфляцию примерно в 20 процентов. Сегодня по результату прошлого года ее удалось снизить почти до 12. Даже наши скептики уже не ерничают против плана по дальнейшему сдерживанию цен на 2023-й и выходу на поставленную задачу не более 7—8 процентов годовой инфляции.

Порой меры по административному регулированию цен и тарифов в Беларуси критикуют. Но давайте посмотрим, как справляются с этой проблемой в так называемых странах с «рыночной экономикой». Там регулирование применяется главным образом в сфере продуктовых и энергетических товаров. Их цены подвержены сравнительно более значительным колебаниям на мировом и локальных рынках и способны оказывать критическое влияние на материальное положение населения с низкими доходами. 

Например, в Германии удельный вес регулируемых и контролируемых государством цен потребительских и промышленных товаров и услуг достаточно высок, до 40 процентов совокупного количества. Определяются верхние и нижние уровни прайсов в области электроэнергии, медицины, почты и т.п. К частично регулируемым ценам относятся квартплата в муниципальном секторе, внутренние тарифы пассажирских перевозок. Отдельный интерес представляет ситуация с медикаментами. Размеры торговых наценок раз и навсегда предписаны федеральным правительством.

Во Франции не только регулируются цены в разных сферах, но и работают около 3 тысяч государственных контролеров по ценам (сотрудники ряда ведомств). Они составляют акты о нарушении правил ценообразования, затем передают их в финансовый трибунал, который принимает решение о санкциях по отношению к таким юрлицам.

Особый резонанс в обществе вызвали слова Президента на совещании о ситуации с огромным разрывом между зарплатами руководителей и рядового персонала в некоторых торговых сетях. В свою очередь председатель Комитета государственного контроля Василий Герасимов предоставил информацию о фактических размерах среднемесячной заработной платы руководителей и работников отдельных торговых сетей в 2022 году, где в отдельных случаях разница была очень существенной.

Такая реакция понятна. Особенно сегодня, когда наша страна стала объектом неприкрытой агрессии со стороны коллективного Запада. И ситуация требует не только мобилизации и консолидации общества, но социальной ответственности и справедливости внутри него. Тем более в розничной торговле, доходы которой формируются напрямую из кошельков рядовых белорусов.

Хотелось бы подкрепить слова Александра Лукашенко о социальной ответственности некоторыми цифрами. В экономике есть такое понятие, как децильный коэффициент, или, как его иногда называют, коэффициент дифференциации доходов, который характеризует степень социального расслоения и определяется как соотношение пороговых значений среднедушевого денежного дохода — минимального значения дохода 10 процентов наиболее обеспеченного населения и максимального значения дохода 10 процентов — наименее обеспеченного. На конец 2021-го он составил: в скандинавских странах — 3—4; Германии, Австрии и Франции — 5—7; КНР — 21; США — 16; Бразилии — 51; России — 18; Украине — 7,8; Казахстане — 8,5, Беларуси — 6,4. 

На основании этой статистики можно сделать как минимум два вывода. Во-первых, Беларусь по социальному равенству соответствует среднеевропейскому уровню и существенно, в лучшую сторону, отличается от своих соседей. Во-вторых, требование Главы государства о соблюдении соотношения зарплат работника и руководителя организации в пределах 1 к 8 не только отвечает белорусским реалиям, но и зарубежной практике.

Георгий ГРИЦ, профессор ГУО «Институт повышения квалификации и переподготовки руководителей и специалистов промышленности «Кадры индустрии».

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter