Социальная ответственность государства

«Круглый стол» под таким названием состоялся вчера в редакции. Специалисты ряда министерств обсуждали актуальный вопрос упорядочения льгот, поиска путей дальнейшего совершенствования политики, направленной на углубление социальной справедливости...
«Круглый стол» под таким названием состоялся вчера в редакции. Специалисты ряда министерств обсуждали актуальный вопрос упорядочения льгот, поиска путей дальнейшего совершенствования политики, направленной на углубление социальной справедливости. Этот вопрос не раз был предметом дискуссии. Вполне понятно, что любая льгота, в том числе и заслуженная, является, образно говоря, частью сообщающейся внутригосударственной системы, когда на плечи одной группы населения перекладываются заботы о благополучии другой. В том случае, если речь идет об инвалидах, многодетных семьях, детях и других «привилегированных» сегментах населения, — все логично и понятно. Но вот цифра: около 6 миллионов белорусов сегодня пользуются разнообразными льготами. В том числе по оплате услуг ЖКХ, бесплатному проезду в транспорте, санаторно–медицинскому обслуживанию... А ведь это ни много ни мало — почти две трети жителей республики. То есть получается, что льгота не исключение из правил, а почти что правило, что существенно искажает картину мира. Транспортники, коммунальники, сотрудники других ведомств с тревогой анализируют свои балансы, указывая, что вследствие перегруженности социальными льготами перспективы развития отраслей становятся все более сложными. Как «упорядочить» ситуацию, не нарушив при этом законных прав граждан, не исказив ясную, принципиальную социальную политику государства, направленную на улучшение благосостояния людей? Об этом шла речь в конференц–зале редакции.

Участниками «круглого стола» «Социальная ответственность государства» были руководитель Комиссии по труду, социальной защите, делам ветеранов и инвалидов Палаты представителей Национального собрания Сергей Каменецкий, начальник главного управления комплексного анализа и координации Министерства труда и социальной защиты Евгений Касперович, начальник отдела финансирования высшей школы и социальной защиты Министерства финансов Лилия Голован, заместитель начальника управления экономики Министерства жилищно–коммунального хозяйства Елена Дудинская, начальник отдела финансов, цен и тарифов Министерства транспорта и коммуникаций Тамара Дойлидо.

«СБ»: Поговорим о льготах.

С.Каменецкий: Речь не идет о том, чтобы просто взять и забрать льготы у всех, кто сегодня имеет на них право. Льготы, социальная поддержка — все это сохранится, но акцент сегодня нужно делать на адресную помощь. Считаю, что действующая практика предоставления социальных льгот в стране достаточно формальна. И она далеко не всегда учитывает имущественное положение тех, кто их получает.

«СБ»: Представляется, что система предоставления льгот должна отвечать критериям: эффективность, обоснованность и справедливость. Ваше мнение.

Е.Касперович: Вдумаемся в ситуацию. К льготам в той или иной степени имеют отношение миллионы людей! При этом предоставление льгот — это одновременно и чрезвычайно затратная, и наименее эффективная форма социальной поддержки населения. Среднестатистический показатель в расчете на одного льготника — чуть больше 20 тысяч рублей в месяц. Причем сюда включены не только льготы за бюджетный счет и которые ложатся на убытки организаций, их предоставляющих. Сюда входят и дотации, предоставляемые предприятиями своим работникам!

При мизере преференций на одного человека в масштабе страны затраты просто колоссальные. У нас много значимых и полезных программ. Например, поддержки материнства и детства, демографической безопасности, система детских пособий, президентская программа «Дети Беларуси»... Так вот, на льготы сегодня тратится средств гораздо больше, чем на каждую из этих программ. В системе государственной социальной поддержки на льготы приходится треть бюджетного финансирования. Так быть не должно.

«СБ»: А как же с принципом справедливости?

Е.Касперович: Тоже проблема. Наибольшее количество льгот приходится как раз на более–менее обеспеченные слои населения. И все знают, наверное, о таком феномене: в получении льгот в значительной степени выигрывают жители больших городов. В то время как в городах малых, в сельской местности люди в среднем получают льгот на сумму примерно в полтора раза меньше. Разве это социальная справедливость? Такие перекосы происходят из-за того, что льготы предоставляются по формальному категориальному признаку. Законодательством определено более 50 категорий льготников, без учета их доходов. По принципу: у кого больше возможностей, тот льготы и получает.

С.Каменецкий: Да, действующая у нас система льгот осталась практически неизменной еще с советских времен. Хотя сейчас социально–экономическая ситуация совершенно иная. При этом у нас всегда вовремя выплачиваются и зарплата, и пенсии, работает масса социальных программ. Динамично работает экономика. Так что нет нужды, с одной стороны, призывать «затянуть пояса», а с другой — жить без оглядки на возможности бюджета.

Е.Касперович: Проблему оптимизации системы льгот необходимо рассматривать в контексте всей социальной политики государства. Нынешняя практика была оправданна в 90–е годы. Мы знаем, какое было материальное положение людей, какие доходы... Около половины населения находилось за чертой бедности. Но ситуация в корне изменилась. С 2001 года наблюдается достаточно интенсивная динамика роста доходов населения. Заработная плата выросла в сравнении с 2000 годом в 9 раз. Пенсии — даже чуть больше. Студенческие стипендии увеличились в 10 раз. В реальном выражении доходы выросли в 2,5 раза (это в сопоставимых величинах). При этом в стране динамично развивается система социальных стандартов. У людей все больше возможностей решать свои житейские проблемы самостоятельно.

С.Каменецкий: Абсолютно согласен. Бессистемность льгот, кроме всего прочего, порождает иждивенчество. А людям нужно понимать, что они должны и, самое главное, что могут в большей степени полагаться на собственные силы. Нуждаешься — государство поможет, но и сам не сиди сложа руки — работай.

Л.Голован: Кстати, о системе льгот. При ее формировании надо избегать любого формализма. Конкретизирую мысль. По закону воспользоваться льготой может любой, кто имеет на нее право. Но реализуют–то это право далеко не все. Простой пример: лежачий инвалид. У него есть льгота бесплатного проезда в городском транспорте. Но он никуда не выезжает... И подобных случаев не так уж и мало, когда льгота получается формальной.

«СБ»: А какое влияние действующая система льгот оказывает на работу организаций, их предоставляющих? В частности — жилищно–коммунального хозяйства и транспорта.

Е.Дудинская: По системе ЖКХ в прошлом году почти 321 тысяча человек получила льгот на сумму 28,7 млрд. рублей. А на 2007 год запланировано уже 43,7 млрд. рублей. Как видите, затраты растут просто колоссальными темпами. И всю эту ношу берет на себя бюджет. Затраты коммунальных служб на предоставление льгот компенсируются из казны. Некоторое время назад система бюджетных компенсаций была выстроена недостаточно четко. Но сегодня она отлажена. Тем не менее есть определенный временной промежуток до получения средств предприятиями ЖКХ. В чем здесь проблема? По многим позициям, в том числе за энергоресурсы, нам необходимо делать предоплату. Недостаток средств существенно усложняет работу. Можно пользоваться кредитами, но это опять же потеря денег на их обслуживание...

Т.Дойлидо: В 2006 году затраты по льготам на транспорте превысили 200 млрд. рублей, из которых бюджетом компенсируется лишь часть. При этом некомпенсируемая доля год от года растет. Большая часть потерь приходится на автомобильный транспорт. Это сказывается на финансовых результатах. 70 процентов убыточных автотранспортных организаций — те, которые осуществляют пассажирские перевозки.

Е.Касперович: Я бы добавил вот что. Предоставляемые льготы для транспортников, ЖКХ оборачиваются значительными убытками. Они вынуждены повышать тарифы, которые в итоге растут более быстрыми темпами, чем в ситуации, когда платили бы все. Это опять дополнительным грузом ложится на людей, которые не пользуются льготами. В итоге, надо откровенно говорить, страдает и качество услуг. Потому что системы недополучают необходимые финансовые средства. Это, на наш взгляд, тоже элемент социальной несправедливости.

«СБ»: Ситуация действительно неправильная. Но как сделать так, чтобы и нуждающихся в помощи людей поддержать, и дать возможность эффективно работать организациям, их обслуживающим?

С.Каменецкий: Необходимо смещать акценты в сторону адресной социальной помощи. Нужно разработать более эффективный порядок ее предоставления. Сегодня ведь человеку получить какую–то помощь не так–то и просто: нужно обежать 10 кабинетов. А система должна работать по принципу «одного окна»: нуждаешься — получи, нет — извини. Все должно быть четко и понятно каждому.

«СБ»: Есть ли уже опыт работы подобной модели?

Е.Касперович: Принцип адресности мы начали внедрять с 2001 года. Как пример — пособия на детей после 3 лет, которые предоставляются по критериям нуждаемости. В принципе, адресными являются и программы поддержки материнства и детства, семьи. Средства идут туда целевым образом. Если будет произведена оптимизация предоставления льгот, появятся дополнительные средства на то, чтобы финансово наполнить адресные программы. В итоге система государственной поддержки станет более эффективной. Распылять средства — непозволительно. Надо считать каждую копейку. Систему необходимо выстраивать с максимальной эффективностью, чтобы она оказывала ощутимую помощь именно тем, кто по объективным обстоятельствам в этом нуждается.

«СБ»: Давайте попробуем подытожить. Какой видится оптимальная система предоставления льгот?

Е.Касперович: Сбалансированной, четкой, справедливой и адресной. На процесс оптимизации нельзя смотреть упрощенно: мол, взять и какие–то льготы упразднить. Это не так. Цель совсем иная. Главная задача — перераспределить бюджетные ресурсы более рационально, ни в коем случае не ущемляя интересы тех, кто действительно нуждается в государственной помощи. И всегда надо помнить: все, что мы делаем, мы делаем для людей. Для общего блага.

«Конференц–зал» провели Дмитрий КРЯТ, Лилия ХЛЫСТУН, Анатолий НЕЗВАНОВ, «СБ».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter