Лифты, тактильная плитка, крепления в транспорте: с 1 августа вводятся новые стандарты для улучшения безбарьерной среды

Сотрем полосу препятствий

Настоящая безбарьерная среда — она в обыкновенных вещах. Это когда в лифт помещается не только хрупкая девушка, но и ее спутник на инвалидной коляске. Когда бордюр на пешеходном переходе преодолевает не только ловкий ребенок, но и его мать с братом в детской коляске. Когда проезжую часть без проблем переходит не только зоркий юноша, но и человек с белой тростью. С сегодняшнего дня в стране начинают действовать новые стандарты для обеспечения безбарьерной среды. Что они изменят и как повлияют на комфорт людей с ограниченными возможностями, узнавала корреспондент «Р». 


Доступный лифт

Спальный микрорайон Минска. Десятиэтажный двухподъездный дом по улице Семеняко. В нем живет 43-летний Владимир. И уже 17 лет он в инвалидной коляске. 

С третьего этажа Владимир спускается, я бы сказала, легко, непринужденно. Оно и понятно. Из квартиры мужчина выезжает в настолько просторный тамбур, что даже не цепляет колесами многочисленные ботинки и босоножки жильцов двух квартир. Лестничная клетка тоже позволяет свободно маневрировать. Ожидаем лифт. Здесь он один, грузопассажирский. Двери кабины горизонтально-раздвижные. Для Владимира это огромный плюс. 

— Могу в лифте при желании даже развернуться на коляске, — хитро щурится мужчина. — Хотите?

Не хочу, потому что опасаюсь застрять в кабине на несколько часов (пусть лифт и совсем новый). 

Владимир активно пользуется вертикальным подъемником. 
Фото Владимира ШЛАПАКА 
Выходим из подъезда, и Владимир въезжает на вертикальный подъемник. Хотя признается, что предпочел бы пандус. Да и пожилые люди, и мамы с колясками за него сказали бы спасибо. Прикладывает чип к пульту управления и спускается на землю. На все — не больше 10 минут. Мужчина признается: квартиру в этом доме выбрал именно из-за созданной безбарьерной среды. Хотя предполагает, что это, скорее, исключение. Во всяком случае, такие просторные лифты и лестничные пролеты не в каждой новостройке найдешь. 

Да, основная часть лифтов — учитываю возраст домов, в которых они установлены, — отстают от современных технологий. В этом случае приходится искать альтернативные решения для улучшения доступности. Например, заменять распашные двери в старых лифтах на автоматические горизонтально-раздвижные с механизированным приводом. Такой лифт будет удобен не только людям с инвалидностью, но и пожилым. Это прописано в одном из стандартов, касающемся улучшения доступности лифтов для пассажиров, в том числе и с ограничениями. 

Закрепиться в транспорте

Пока беседуем о плюсах широких лестниц, осматриваюсь. Новый микрорайон застраивался по новым стандартам. Широкие тротуары и дорожки во дворе, заниженный бордюр. Скорее всего, здесь удобно передвигаться даже на инвалидной коляске. Владимир соглашается и описывает свой маршрут. До автобусной остановки — метров триста. Автобусы сейчас низкопольные, и въехать на их площадку тоже несложно. Не пугает Владимира и другой общественный транспорт: троллейбусы, поезда и даже электрички. На последние, правда, попасть можно только с помощью других пассажиров. И ему охотно помогают. 

— В общественном транспорте никакими дополнительными креплениями для коляски не пользуюсь. Во всяком случае, не обращал внимания, есть они или нет, — уточняет Владимир. — Заезжаю на площадку, коляску на тормоз, если что — схвачусь за поручень. 

К слову, один из стандартов касается безопасной перевозки пассажиров в креслах-колясках в транспорте. Он предлагает альтернативные решения по безопасной перевозке пассажиров, находящихся в креслах-колясках в автомобиле. Так, для безопасной перевозки пассажира, сидящего в кресле-коляске, обычно устанавливают дополнительное оборудование для закрепления коляски. Чтобы в случае экстренного маневрирования или аварийной ситуации пассажир удержался на месте. У нас таких креплений пока нет. Безопасность человека в инвалидной коляске зависит от водителя. А новый стандарт как раз и устанавливает минимальные требования к проектированию транспортного средства.

Пандус или подъемник

Председатель Центрального совета Республиканской ассоциации инвалидов-колясочников Евгений Шевко
уверен: новые нормативы, которые должны улучшить качество жизни людей с инвалидностью, нужны. На них можно и нужно опираться при создании безбарьерной среды. И все же эту среду нам нужно еще серьезно совершенствовать. Евгений Шевко обозначил некоторые проблемы. Основная — строительство объектов для доступа людей с ограниченными возможностями. Сейчас есть строительная норма, обязывающая ставить электрический подъемник, если высота первого этажа жилого дома 60 сантиметров и выше. И подъемник не всегда удобен. Устройства выходят из строя, часть их вообще не подключена, а некоторые жильцы дома отключают волевым решением. Пандус же дешевле, практичнее, он долговечнее. 

— Было бы неплохо, если бы у проектировщика был выбор: установить пандус или подъемник, — уверен Евгений Шевко. 

Новый стандарт определяет технические требования к тактильным указателям, устанавливаемым на пешеходных поверхностях.
ФОТО АЛЕКСЕЯ ВЯЗМИТИНОВА.
К слову, само строительство пандуса еще одна проблема. Это инженерное сооружение технически выходит за габариты здания — магазина, жилого дома. И по закону автоматически подпадает под понятие реконструкции. А это довольно сложный и затратный процесс — от проектирования до выделения участка земли решением исполнительного комитета. Скажем так, в небольшом магазине или жилом доме, например, заниматься реконструкцией крыльца вряд ли будут. Поэтому представители общественной организации выступают за исключение строительства пандусов из реконструкции. 

Осязаемая среда
 
Новый стандарт введен и на средства помощи для незрячих и слабовидящих людей. Он определяет технические требования к тактильным указателям, устанавливаемым на пешеходных поверхностях. Например, рекомендует устанавливать указатели в помещениях и на открытых площадках, где есть препятствия для самостоятельного безопасного перемещения незрячего или слабовидящего человека. Предупреждающие указатели могут устанавливаться в непосредственной близости от пешеходных переходов, железнодорожного полотна, лифтов, пандусов, лестниц. Направляющие — там, где нужно указать, как перейти от одного места к другому. 

Впрочем, новые стандарты, по мнению заместителя председателя Центрального
правления ОО «Белорусское товарищество инвалидов по зрению» Михаила Антоненко,
конкретизировали некоторые существующие. Сегодня доступную среду для незрячих создают по двум документам со сложными для обывателя названиями: ТКП 45–3.02–7-2005 «Благоустройство территорий. Дорожные одежды из плит тротуарных» и ТКП 45–3.02–318–2018 «Среда обитания для физически ослабленных лиц. Строительные нормы проектирования». Этих документов достаточно, чтобы создать условия для самостоятельного передвижения, уверен Михаил Антоненко. Что постепенно и делается. Яркий пример — здание Минтруда и соцзащиты и прилегающая к нему территория. Тактильная плитка на тротуаре, речевой информатор на входе, контрастный маркер на стеклянной двери. Внутри здания — направляющая плитка, речевой информатор в лифте, при входе на лестницу, тактильная мнемосхема. На дверях кабинетов специалистов — таблички со шрифтом Брайля. Идеальная среда для человека с нарушением зрения. В регионах делают только первые шаги. Пока такие «укомплектованные» социальные объекты есть только в областных центрах. В Бресте, например, это новый автовокзал. 

Единые требования безопасности

Всего вводится пять стандартов, уточняют в Белорусском государственном институте стандартизации и сертификации (БелГИСС). Главное в них, что они учитывают потребности представителей всех категорий инвалидности — колясочников, инвалидов по зрению, по слуху, а также людей с когнитивными нарушениями. 

Все стандарты разработаны с учетом международных норм, уточняет Екатерина Каритько, ведущий инженер отдела технического нормирования и стандартизации в машиностроении и ресурсосбережении. Стандарты позволяют возводить объекты окружающей среды так, чтобы они были максимально доступны и удобны для инвалидов, людей с ограничениями жизнедеятельности и пожилых граждан. 

В ТЕМУ

Виктория ГРЕЧИХА, начальник управления по делам инвалидов Минтруда и соцзащиты:

— Сегодня в стране проживает 569,7 тыс. инвалидов, это 6 процентов от общего количества жителей страны. Для создания условий полного и независимого вовлечения людей с инвалидностью в жизнь общества с 2007 года у нас поэтапно реализуются государственные программы и подпрограммы по созданию безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц. Первая подпрограмма реализована в 2007—2010 годах. Выполнение запланированных мероприятий позволило заметно увеличить удельный вес объектов, приспособленных к доступу инвалидов и других категорий физически ослабленных лиц в среднем по стране с 20 процентов в 2006 году до 60 процентов в 2018-м. 

Программа эта продолжается. Так что сделано еще будет немало.

КОМПЕТЕНТНО

Жанна РОМАНОВИЧ, председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Мингорисполкома:

— На данный момент почти 58 процентов объектов социальной инфраструктуры города обеспечены элементами безбарьерной среды. Под ними теперь подразумевается комплексный подход — начиная от двери квартиры и заканчивая объектом социальной инфраструктуры. В прошлом году работы по созданию безбарьерной среды проведены на 104 объектах города. В этом году они продолжаются. Например, работы по адаптации станций Минского метрополитена, общественного транспорта. Больше половины гостиниц города оборудовали номера для инвалидов-колясочников. 

С 2011 года в Минске из средств местного бюджета выделяется целевое финансирование на создание безбарьерной среды по месту жительства инвалидов. За период с 2011 по 2018 год установлено 453 пандуса и 289 подъемных устройств по месту жительства инвалидов-колясочников. 

misnik@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter