Наиболее важная и в то же время сложная деталь в такой малоизвестной конструкции — мощные элементы накопления электроэнергии. В мировой практике ученые уже создали такие аккумуляторы. Разработку взял на вооружение немецкий производитель и в конце позапрошлого года выпустил первый небольшой электротрактор с мощностью привода 50 кВт. Его характеристики таковы: можно использовать на пахоте в течение 5 часов, затем на подзарядку.
Источник энергии — высокопроизводительная батарея литий-ионного типа. Заряжается через стандартную трехфазную розетку и зарядное устройство. Идеально подходит и стандартный автомобильный штекер. За 40 минут батарея заполняется на 80 процентов. О том, сколько осталось до полной зарядки или нагрева кабины, то есть проконтролировать полностью энергосистему трактора, можно через смартфон.
Но это был лишь опытный образец. И как компания ни обещала, что начнется серийное производство, на конвейер трактор пока не поставлен.
Три года назад американская компания также создала трактор на электротяге. Показывая тогда прототип, прямо заявила: выпускать в серийное производство не планируется. Производитель решил дальше тестировать такую технику, для чего было создано даже спецподразделение.
Образец достоин внимания хотя бы за то, что отличается высокой мощностью в 420 лошадиных сил. Вместо дизельного двигателя установлены два электрических по 150 кВт и аккумуляторные блоки на 130 кВт.ч. Для сравнения: у Tesla мощность батарей 100 кВт.ч. Работать трактор может четыре часа в обычных условиях эксплуатации, запас хода — 55 километров. Время на зарядку — три часа. Срок службы батареи чуть более трех тысяч подзарядок.
А может ли такой трактор появиться в обозримом будущем в хозяйствах Беларуси? Директор Белорусской МИС Александр Ващула говорит, что его создание, а затем и постановка на конвейер — из области фантастики:
— Вот эти импортные тракторы — это еще не серийная продукция, она нигде не продается. Скорее, выставочные игрушки. Производители не сняли большое количество вопросов, связанных с использованием аккумуляторов в сельском хозяйстве. Автобус или автомобиль разгоняется — тратит энергию, а когда тормозит — набирает ее и перекидывает на аккумулятор. Трактор в борозде движется с постоянной скоростью. Он растратил энергию, а где ее взять? Попросту, неоткуда. Размеры аккумулятора для большого трактора должны быть настолько велики, что их придется тянуть в прицепе. Хотя в России ведется большая работа по внедрению в гражданские машины тонкопленочных аккумуляторов, которые применяются на подводных лодках. Эти источники энергии имеют очень большую емкость.
kovalev@sb.by