Сотки в квадрате

Кое–что о практике взимания налогов на землю
Кое–что о практике взимания налогов на землю

Трудно публично признаваться в том, что была не права. Но что поделать? Каюсь, погорячилась, заявив в одной из апрельских публикаций, что налоги на земли кооперативов станут меньше. Теперь почти уверена — не станут. По крайней мере, в этом году. Проект Указа Президента «О некоторых вопросах взимания земельного налога с земельных участков, занятых жилыми домами, садоводческими товариществами и гаражными кооперативами» не прошел согласование в Совете Министров и возвращен на доработку. Почему? Думаю, каждый, кто прочтет «папку» до конца, без труда поймет главную причину. Налоги — это деньги. Документ мог уменьшить их для общественных объединений граждан в десятки раз и освободить дачников от платежей за земли общего пользования. Итак, начнем.

Путешествие по лабиринту

По закону о платежах за землю, принятому еще в 1991 году, землевладение и землепользование в нашей стране возмездное, то есть не бесплатное. Плата — это налоги. Они должны, с одной стороны, обеспечивать рациональное использование земель и не плодить пустыри, с другой — формировать средства на землеустройство, повышение качества угодий, их охрану и социальное развитие территорий. Спорить с этим не станет никто. Цели благие — и точка. Величина налога, опять же, если смотреть в закон, зависит от качества и месторасположения земельного участка. Все предельно ясно. Однако, что мы имеем в реальности? Возьмем, к примеру, дачи.

В свое время, в 60 — 70–е годы прошлого столетия, под дачи выделялись бросовые, а то и засоренные молодой древесной порослью земли колхозов и совхозов. Обрабатывать их было невыгодно, а горожанину какая–никакая радость: возможность летом вырваться из душного загазованного города, отдохнуть на природе, косточки поразмять. Зачастую деревенские хаты и дачные массивы расположены бок о бок. Иными словами, стоят на земле и равноудаленной, скажем, от ближайшего райцентра, и одинаковой по качеству. Значит, по логике и налоги с таких земельных участков должны быть одинаковыми. Не тут–то было. Например, в одном из дачных кооперативов, расположенном в 30 километрах от Бобруйска, платежи за землю для дачников в 80 (!) раз больше, чем для сельчан и тех, кто приватизировал свои дачные наделы.

Почему? Только лишь потому, что садоводческое товарищество — это юридическое лицо. А ставки налога на землю для юридических лиц в 2005 году в Минском районе, например, составляют 20,142 миллиона рублей за гектар, или более 200 тысяч рублей за сотку в год. В пределах Гродненского и Гомельского районов суммы поменьше — около 78 тысяч рублей за сотку. Дачники в кооперативах, расположенных неподалеку от Полоцка, платят почти 39 тысяч рублей за сотку, в Лиде — 14 тысяч. Но это, так сказать, базовые цифры. Если товарищество расположено где–нибудь в лесу и до ближайшей деревни несколько километров, то к ставкам налогов применяются понижающие коэффициенты. Скажем, гектар земли, удаленной в «пристоличные» леса на 4 километра, обойдется товариществу не в 20 с лишним миллионов, а примерно в 15 миллионов рублей.

Однако достаточно было члену садоводческого товарищества выкупить землю в собственность, или оформить ее в пожизненное наследуемое владение (судя по письмам наших читателей, процедура занимает долгие месяцы и стоит до 400 тысяч рублей), и ситуация резко меняется. Налог на земли частных лиц в том же Минском районе всего 439 рублей за сотку. Максимальной сумма будет в Минске — 5,2 тысячи рублей за сотку, минимальный налог зафиксирован в Россонском и Городокском районах Витебской области — 57 рублей за сотку. Чувствуете разницу?

Но это еще не все. За дороги, проезды, участки, занятые водонапорными башнями, стоянки для машин, водоемы, расположенные в пределах товарищества, также нужно платить. Суммы колеблются от 5 — 10 тысяч до 70 тысяч рублей в год. А теперь давайте проведем калькуляцию налогообложения 6 соток дачного участочка, расположенного, допустим, в 4 километрах от Минска: 150 тысяч (налог с учетом понижающего коэффициента) Х 6 = 900 тысяч рублей в год и плюс дороги, проезды и прочая инфраструктура. Итого: миллиончик вынь да положь! А все потому, что, как заметил, разбираясь в хитросплетениях земельного и налогового законодательства в ноябре прошлого года, Конституционный Суд, не согласованы нормы Кодекса о земле и Закона «О платежах за землю», касающиеся садоводческих товариществ. Вот налоговые органы и начисляют им налог в зависимости от того, в чьей собственности, владении, пользовании находится землица.

Конституционный Суд дачников поддержал и предложил Министерству по налогам и сборам до принятия законодательного решения руководствоваться статьей 11–й закона о платежах за землю, то есть брать налоги с членов дачных кооперативов такие же, как и с частных землевладельцев. Чего, к сожалению, не произошло. Тем не менее достойный выход из ситуации все–таки был найден.

В частности, Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии рекомендует садоводам через правление коллективно обратиться в райисполкомы, на территории которых расположены их земельные участки, с ходатайством о передаче членам товарищества земельных наделов во владение или частную собственность. По словам председателя комитета Георгия Кузнецова, соответствующие службы на местах уже предупреждены. Для принятия решения им нужны заявления и список членов товарищества. Процедура эта, правда, небесплатная, поскольку каждому владельцу либо собственнику понадобится оформить государственный акт на землю. А прежде участок обмерить и геодезистам заплатить. Сэкономить удастся, возможно, только на транспортных расходах.

А что делать остальным?

В точно такой же ситуации, как и дачники, оказались жилищно–строительные, гаражные кооперативы, коллективы индивидуальных застройщиков, а с нынешнего года и жители многоэтажек. Все они возмещают земельный налог ЖЭС, ЖСК и прочим коллективным организациям по ставкам для юридических лиц.

Допустим, вы живете в частном доме в Минске. За каждую сотку земли под ним в 2005 году вам придется заплатить 5.250 рублей. Такова ставка налога в данном населенном пункте для физических лиц, и она изменяется только по мере роста индекса цен в стране. Частники налог этот платят давно, успели к нему привыкнуть и, наверное, даже не замечают. 30 тысяч в год за 6 соток столичной земли — цена вполне приемлемая. В районных городах суммы соответственно значительно меньше. Совсем иная ситуация в ЖСК, коллективах индивидуальных застройщиков или товариществах собственников. Ставки земельного налога для их членов — собственников либо нанимателей квартир в многоэтажках — в 20 раз выше — 100 тысяч рублей за сотку в год. Причем речь идет об участке, непосредственно занятым домом, как говорится, по «отмостку». А если товарищество или ЖСК огородили дворовую территорию, налог будет еще выше.

Лично я, занимая стандартную 2-комнатную квартиру, своему ЖСК возмещаю по 7 тысяч рублей земельного налога в квартал. Но, может быть, мне не повезло. По данным Министерства жилищно–коммунального хозяйства, сумма налога с жильцов двухкомнатной квартиры в Ивацевичах по предварительным расчетам составит около 400 рублей в месяц, в Ганцевичах — 600 рублей, а в Минске в среднем от 600 рублей в Заводском районе до 1.100 рублей в Первомайском.

Но дело даже не в деньгах, а в том, что где–то в лабиринтах законодательства потерялся принцип равенства налогообложения. За равные участки земли и при прочих равных условиях люди должны платить одинаковые суммы налога. У нас же все платят по–разному. Это людям очень непонятно.

Кто не платит налог?

1) участники Великой Отечественной войны и иные лица, имеющие право на льготное налогообложение по закону о ветеранах;

2) пенсионеры по возрасту, инвалиды I и II групп и другие нетрудоспособные граждане (дети до 18 лет включительно, военнослужащие срочной службы, лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, 60–летние мужчины и 55–летние женщины), не имеющие источников дохода, облагаемых подоходным налогом (т.е. не получают доходы за границей и из–за границы, не сдают в аренду (субаренду) или наем (субнаем) жилые и нежилые помещения, не подрабатывают шоферами, нянями, сиделками по договорам с физическими лицами, непредприниматели);

3) многодетные семьи, имеющие троих и более несовершеннолетних детей;

4) граждане, переселившиеся в сельские населенные пункты трудонедостающих территорий, первые 3 года после принятия решения о предоставлении им земельного участка и при наличии приглашения нанимателя или местных исполкомов;

5) физические лица, переселившиеся в сельские населенные пункты из зон отселения территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, — первые 3 года;

6) физические лица, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и проживающие (работающие) в зонах последующего отселения и с правом на отселение;

7) военнослужащие срочной службы.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter