Почем земля на аукционах в пристоличье и какие деньги перепадают сельсоветам за продажу участков под строительство

Сотки с видом на торги

НЕОБЫЧНЫЙ участок на берегу Дубровского водохранилища ушел с аукциона: 9 соток земли под строительство одноквартирного жилого дома в деревне Околица Острошицко-Городокского сельсовета Минского района. Неповторимость месту придает соседство усадьбы в старорусском стиле с одной стороны и храма — с другой.  


Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Я еду осматривать аукционный участок. Усадьба и храм выполнены в одной стилистике — смотрятся как комплекс. Сначала даже не верится, что между ними «прячется» участок для застройки. В Минском областном центре инвестиций и приватизации предупредили: участок очень узкий и длинный, с площадкой у леса.

Однако месторасположение, природа да еще такая красота по соседству лишают всяких сомнений. Как можно не захотеть здесь жить?! От усадьбы просто глаз не оторвать. Необычный участок с начальной ценой в 24 500 рублей ушел с торгов за 55 000 рублей. Самым дорогим  предложением на этом же аукционе был участок, расположенный неподалеку, в Раубичах: стартовая цена 63 854 рубля за без малого 12,5 сотки. Он продан за 77 263 рубля.

В прошлом году земля для строительства и обслуживания жилых домов активно продавалась с аукционов: в стране реализовано 1920 участков. В порядке очередности белорусы получили еще 3430 наделов. Насколько сложно сегодня обрести заветные сотки в желаемом месте? Что становится камнем преткновения при продаже и покупке участков? Каков в будущем потенциал земли под строительство? Из каких «закромов» черпаются новые площади?

ОСОБЫЙ интерес вызывает земля для строительства жилья в районах, примыкающих к областным центрам, пристоличных районах. Облисполкомами определены территории, где участки предоставляются по результатам аукциона. В глубинке желающих строиться не так много. Поэтому и аукционы там пока не нужны. Достаточно желания и заявления: выбор широк, а конкуренции практически нет. Однако на будущее это немалый потенциал, который нельзя сбрасывать со счетов.

Такого стремительного роста очереди на получение участков, как раньше, в Беларуси нет. Во-первых, становится все сложнее перепродать землю. Другую причину назвал начальник управления землеустройства Государственного комитета по имуществу Сергей Костров:

— Повлияла на ситуацию перспектива расстаться с участком из-за нарушения сроков строительства. Сегодня законодательством установлены конкретные временные рамки, в течение которых необходимо возвести фундамент и стены, установить крышу, окна и двери. Действует также восьмилетний запрет на продажу дома, введенного в эксплуатацию.

В прошлом году в Брестской области изъято 687 земельных участков, предоставленных для строительства жилых домов, в Минской – 420, Витебской – 41, Гомельской – 75, Гродненской – 194, Могилевской – 28. Насчитывается почти полторы тысячи участков, где так и не выросли новостройки. И это только вершина айсберга. По всем регионам таких участков гораздо больше. Но процесс изъятия занимает долгое время. Порой расставить точки над «і» может только суд.

Изъятые участки вновь перераспределяются в порядке очередности или выставляются на аукцион. Это один из основных резервов для пополнения имеющейся базы. В основном изымают те, которые получены нуждающимися очередниками. Но и аукционные приобретения не застрахованы от изъятия. Правда, это скорее исключения из общего правила. Парадоксально, но порой они вновь оказываются у прежних владельцев, которым никто не запрещает на равных правах бороться за эту землю на аукционе. После на повторно обретенном участке, как правило, надолго строительные работы не откладывают.

ЧТОБЫ купить участок в пристоличном районе, некоторые месяцами, как на работу, ходят на аукционы. К примеру, один из прошлогодних участников купил землю с девятой попытки. Зато ему удалось стать владельцем участка за 54 500 рублей в желаемом месте – на улице Дружной деревни Семково Папернянского сельсовета. В этой местности начальная цена в 20 000–25 000 рублей в то время вырастала до 50 000—80 000. Спокойная, выжидательная позиция помогла лучше сориентироваться в ситуации, не поддаться ажиотажу торгов, а значит, и не переплатить. Участие в девяти аукционах не предел. Порой прицениваются и дольше. Некоторые сначала не вносят задаток и занимают позицию зрителя, претендуя не на покупку, а на опыт.

— Спрос на землю в пристоличном регионе по-прежнему высок, — рассказывает заместитель директора – начальник отдела организации аукционов и сопровождения инвестиционных проектов Минского областного центра инвестиций и приватизации Мария Урадина. – Хотя результаты продаж выглядят немного скромнее: в 2017 году реализовано 408, а в 2016-м – 482. Это неизбежная тенденция. Количество предложений с каждым годом расти не будет. В некоторых сельсоветах данный ресурс исчерпывается. Выбор участков, которые вызывают наибольший интерес, тоже не так широк. Поэтому обстановка на наших аукционах порой по-настоящему горячая. К примеру, в прошлом году за участок в деревне Городище Щомыслицкого сельсовета сражались 30 человек. В итоге цена земли выросла больше чем в 6 раз — с 10 920 до 76 300 рублей.

Самый дешевый участок по итогам 2017-го куплен в деревне Довборово Шершунского сельсовета и стоил 2310 рублей. Самой дорогой покупкой была земля в деревне Околица Острошицко-Городокского сельсовета — ушла с молотка за 147 000 рублей. В последнее время в числе самых востребованных участки в Сеницком, Боровлянском, Щомыслицком, Хатежинском, Колодищанском сельсоветах.

Во сколько же обходятся такие приобретения? В 2017 году в Боровлянском сельсовете самый дешевый участок стоил 47 250 рублей, а самый дорогой — 128 841. В Сеницком сельсовете ценовая разбежка — от 21 105 до 106 294 рублей, в Колодищанском — от 34 200 до 125 400, Хатежинском — от 16 800 до 78 500, Щомыслицком — от 32 025 до 87 500.

Многие останавливают выбор на земле в Горанском сельсовете, в котором сегодня наибольшее количество предложений. В прошлом году здесь установлен рекорд по продажам: куплено 85 участков, средняя цена — 20 137 рублей.

Еще момент — несмотря на востребованность участков для строительства, важно сохранить сельхозугодья.

— Если кто-то еще надеется, что для этих целей будут предоставляться высокобалльные пахотные или луговые земли, которые в основном прилегают к населенным пунктам, то совершенно напрасно, — заверил начальник управления землеустройства Государственного комитета по имуществу Сергей Костров. – Размещение на них объектов, не связанных с использованием таких земель по прямому назначению, возможно лишь в исключительных случаях: когда нет никакой возможности разместить действительно важные потенциальные объекты в ином месте.

Для строительства частных домов уже не выделяются новые большие массивы. Места, на которых может вырасти чей-то дом, обнаруживаются во время инвентаризации земель. Освобождаются участки после сноса ветхих и пустующих строений.

Система выделения участков постепенно шлифуется. Так, недавний Указ Президента «О совершенствовании порядка изъятия и предоставления земельных участков» от 26 декабря 2017 года установил исполкомам конкретный срок для отказа в предоставлении земли, в том числе под индивидуальную застройку. Предприняты меры, которые помогут сократить бумажный документооборот, уменьшить время и стоимость предшествующих строительству работ. Помогут современные информационные технологии, объединение процедур отвода земельного участка и установления его границ на местности в одну.

Наболевшая проблема – отсутствие генпланов населенных пунктов. Этот пробел особенно ощутим в наиболее перспективных деревнях. Ведь когда есть генплан, понятно, что и где строить дальше.

СТРОЙКА – это движение, обновление, а значит, и новые перспективы для села. За примерами далеко ходить не надо. В деревне Дубинки Крупицкого сельсовета Минского района благодаря застройщикам к 33 старым прибавилось еще 25 новеньких домов. Появилось газовое отопление, деревня помолодела и набралась новых сил.

В продаже участков заинтересованы сельсоветы. Вырученные средства местная власть направляет на благоустройство, развитие инфраструктуры, оформление документации для следующих сделок. В Хатежинском сельсовете такие финансовые поступления каждый год помогают сделать что-то нужное людям. Например, в 2017 году выполнили капитальный ремонт бетонного ограждения, которое отделяет деревню Новая Веска от трассы. В Хатежино почистили водоем по улице Дубровенской. Около деревни Старое Село благоустроили три захоронения – места памяти погибших в годы Великой Отечественной войны. В 2016 году удалось отремонтировать дороги на нескольких улицах Хатежино, привести в порядок придомовые территории около многоквартирных домов. В Дом культуры, детский сад, школу купили необходимое: оргтехнику, музыкальное и спортивное оборудование, одеяла, постельное белье…

Огорчает тот факт, что иногда покупательский интерес присутствует, а участок не продается годами. Профессионалы называют такие земли неликвидными. В чем же может быть подвох? К примеру, смущают ухабистая дорога, отсутствие электричества и так далее. Далеко не каждый рискнет планировать свое будущее, видя подобные минусы. Даже заинтересованным сельсоветам порой не по силам решить эти проблемы. К примеру, когда участок продается по уплотнению и генерального плана населенного пункта нет, сельсовет не имеет права даже выступить заказчиком проектирования новой электролинии. Как возможно с подобными непростыми задачами справиться обычному человеку? Когда он может надеяться на улучшение состояния дороги? Как потом быть  с электрификацией? Не окажется ли владелец земли заложником ситуации? Ведь он ищет участок для строительства и жизни, а не ворох неразрешимых проблем.

Хочется, чтобы круг этих вопросов не оказался заколдованным, а новостроек и сельчан становилось больше.

Мы обязательно вернемся к этой теме и поможем разобраться,  в чьей компетенции находится перспектива дальнейшего обустройства земель...

Татьяна ШИМКО — специально для «СГ»

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter