«Составить протокол для нас не самоцель»

Читатели «Р» наверняка обратили внимание, что в последних номерах мы постоянно поднимаем тему безопасности дорожного движения. До смерти надоели лихачи, пьяницы и просто хамы за рулем. Это – наша принципиальная позиция.  

 Читатели «Р» наверняка обратили внимание, что в последних номерах мы постоянно поднимаем тему безопасности дорожного движения. До смерти надоели лихачи, пьяницы и просто хамы за рулем. Это – наша принципиальная позиция.

 

В минувший вторник от имени газеты по этой проблеме высказался в своей колонке главный редактор. Далее последовал блицопрос тех, кто сам чуть ли не ежедневно садится за баранку. Сегодня – слово специалистам, которые сталкиваются с различными нарушителями на дорогах по роду профессии.

 

Сергей Васильевич, наверняка одним из основных показателей в работе ГАИ является количество дорожно-транспортных происшествий. Как этот показатель меняется на дорогах Минщины?

— Вообще-то, с недавнего времени основным критерием оценки работы милиции (в том числе и ГАИ) является общественное мнение. Поэтому в сегодняшнем разговоре я постараюсь абстрагироваться от цифр, хотя, безусловно, мне придется к отдельным из них прибегнуть.

Могу сказать, что в 1995 году на дорогах Минской области погибло 460 человек. С тех пор эта цифра резких колебаний не имела, в прошлом году этот печальный показатель составил 426 человек. Для сведения: по дорогам области ездит почти полмиллиона транспортных средств! И каждый год это количество увеличивается на 4—4,5 процента. И то, что при такой динамике прироста автотранспорта тяжесть последствий ДТП практически не меняется, позволяет объективно оценить усилия не только Госавтоинспекции, но и других заинтересованных ведомств в предупреждении аварийности.

— Что все-таки является основным «пусковым механизмом» страшного счетчика автодорожных несчастий: не слишком большое усердие дорожников, некачественные автомобили или легкомысленность водителей и пешеходов?

— Я все-таки склонен думать, что определяющим является так называемый человеческий фактор. Практика показывает, что подавляющее большинство ДТП происходит из-за необдуманного поведения участников дорожного движения. Самая главная для нас проблема сегодня – неправильный выбор скоростных режимов. Как это ни парадоксально, но чем выше качество дорог и автомобилей, тем вольнее себя чувствуют некоторые водители, зачастую переоценивая свои возможности. Это порой приводит к трагическим результатам. К примеру, треть аварий, в которых гибнут люди, — это наезды на пешеходов.

В то же время и пешеходы становятся виноватыми в аварии, когда выходят на дороги в нетрезвом виде, чуть ли не ложась на проезжую часть. В нынешнем году уже произошло 38 таких случаев. Сохраняется и проблема пьянства за рулем. До 10 процентов ДТП совершают водители в состоянии опьянения.

— Насколько я понимаю, ГАИ не бездействует. Вам ведь даны широкие полномочия для наказания нерадивого водителя или небрежного пешехода?

— Сегодня мы не ставим себе цель выявить правонарушение, составить протокол. Задача Госавтоинспекции в том, чтобы оказывать содействие участникам движения, делать их передвижение наиболее безопасным и комфортным. Для этого мы пытаемся внедрять передовые инженерные решения. К примеру, на проблемной для нас автодороге Слобода—Новосады скоро можно будет увидеть принципиально новое тросовое ограждение. У нас есть положительный пример, когда на автодороге Брест—Минск—граница Российской Федерации водитель – гражданин России — уснул, выехал на разделительную полосу и именно тросовое ограждение уберегло людей (а их в машине ехало четверо) от каких бы то ни было травм.

Нами изучается вопрос об установке на автодорогах многогранных дорожных знаков, оборудованных специальными датчиками, меняющих ориентацию относительно глаз водителя. Это новшество будет особенно актуально для дорог, где часто бывают туманы.

Что касается инспектора ГАИ, то его дело – оказаться в нужное время в нужном месте, оказать помощь участникам движения, но, повторюсь, не исключительно в составлении протокола и фиксации факта правонарушения.

— Можно ли выделить какое-то время суток или дни недели, когда движение в пригородах Минска наиболее опасно с точки зрения возможного ДТП?

— Пиковым по аварийности является промежуток времени с 18 до 21 часа, то есть темное время суток. Сложная ситуация на выездах из города наблюдается в пятницу с 16—17 часов, когда уплотняется транспортный поток. Иногда нам приходится менять рядность движения, то есть регулировкой искусственно «расширять» дороги. Так же, как и в воскресенье после обеда, но уже в обратном направлении.

Возвращаясь к теме безопасности: детей и школьников мы обеспечиваем фликерами и световозвращающими значками для передвижения в темное время суток, более взрослое население – соответствующими жилетами. Для пропаганды привлекаем известных, узнаваемых людей, артистов эстрады, чтобы они своим примером показывали необходимость соблюдения правил дорожного движения.

— Хватает ли сегодня у ГАИ квалифицированных кадров, других сил и материальных средств для полного контроля ситуации на дорогах области?

— Абсолютно не лукавя, могу сказать, что по части материальных средств (измерители скорости, автомобили и т.д.) проблем мы не испытываем. Парк машин обновлен, некомплекта по штатной численности нет. Другое дело, что мы перешли на другой уровень решения служебных задач. К примеру, мы уходим от использования измерителей скорости, которые не обеспечивают фото- и видеофиксацию транспортного средства, водитель которого допустил нарушение. Сейчас внедряются дорогостоящие, но очень эффективные комплексы «Арена», позволяющие без присутствия сотрудника ГАИ контролировать ситуацию в транспортном потоке на дорогах Минской области.

Что касается кадрового вопроса, то мы имеем потребность в квалифицированных сотрудниках. Если кандидат удовлетворяет нашим требованиям по образованию (высшее техническое или юридическое), интеллекту, здоровью и морально-деловым качествам, мы готовы разговаривать с таким претендентом о приеме на службу в Госавтоинспекцию Минской области.

Руслан КЛИМОВИЧ, «Р»

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter