Сосны да бурьян. А где сады?..

В Беларуси 114,2 тысячи гектаров садов. Начиная с 2004 года сельхозорганизации и крестьянские (фермерские) хозяйства заложили многолетние насаждения на площади 20 тысяч гектаров. Сколько осталось старых — неплодоносящих и запущенных — неизвестно. Подтверждение тому — рейды-проверки Комитета госконтроля, которые выявляют бесхозяйственность, а в некоторых хозяйствах — просто наплевательское отношение к земле. Нередко сельхозугодья используются не по назначению или вовсе заброшены. Почему старые сады не могут стать хлебным полем?

Как вернуть в сельхозоборот сотни брошенных гектаров

В Беларуси 114,2 тысячи гектаров садов. Начиная с 2004 года сельхозорганизации и крестьянские (фермерские) хозяйства заложили многолетние насаждения на площади 20 тысяч гектаров. Сколько осталось старых — неплодоносящих и запущенных — неизвестно. Подтверждение тому — рейды-проверки Комитета госконтроля, которые выявляют бесхозяйственность, а в некоторых хозяйствах — просто наплевательское отношение к земле. Нередко сельхозугодья используются не по назначению или вовсе заброшены. Почему старые сады не могут стать хлебным полем?

Наведение порядка на земле начинается с того, что ни один гектар не должен быть заброшенным или пустовать. Эти правила непреклонны для настоящих хозяев. Но как выясняется, в стране сотни гектаров старых, неплодоносящих садов, которые превращены в свалки. Территориально они относятся либо к сельсоветам, либо к сельхозпредприятиям, которым, судя по всему, нет никакого дела до того, что потенциально плодородные пахотные земли заросли бурьяном и соснами. Так, в сельхозорганизациях Гомельской области 4240 гектаров старых садов, которые подлежат раскорчевке. По площади это целое сельхозпредприятие. Только в Буда-Кошелевском районе более 600 заброшенных гектаров. Не лучше ситуация и в других областях.

— Нашей проверкой прошлой осенью установлены многочисленные случаи неэффективного использование земельных участков, занятых плодовыми садами во всех областях республики, — говорит начальник отдела контроля за использованием земель сельхозназначения КГК Николай Лешок. — Причем, что характерно: во многих хозяйствах погибшие сады числятся как плодоносящие. Актов на их списание нет и соответственно восстановление или рекультивация земель не планировалась. На днях мы побывали в хозяйствах, которые должны были к апрелю выполнить необходимые работы. Изменений практически никаких. Огромные площади сельскохозяйственных земель пустуют и не возделываются. Их превратили в рассадники сорняков и свалки бытового и растительного мусора. При этом надо учесть, что под этими культурами находятся наиболее плодородные земли. Например, в ОАО «Агро-Заречье» Каменецкого района установлено 83,67 гектара неиспользуемых садов. В СПК «Колхоз «Прогресс» Костюковичского района из 37 тысяч деревьев сада, заложенного в 2007—2010 годах на площади 65 гектаров, на момент проверки здоровых яблонь осталось лишь 7 тысяч. Урожай с него не собирался. Кстати, балл пашни там — 24,8.

По словам Николая Степановича, такая же ситуация и в ОАО «Горецкое» Горецкого (погибло 32 процента посаженного сада на площади около 40 гектаров), ГП «Экспериментальная база «Дашковка» и СДП «Авангард» Могилевского (50 процентов, 50 гектаров), СПК «Зарянский» Славгородского районов (65 процентов, 65 гектаров). А вот в ОАО «Бабушкино подворье» Хотимского и в СПК «Друть» Круглянского районов сады погибли полностью. Соответственно 40 и более 100 гектаров.

В СПК «Коссово» Ивацевичского района нахозяйничали так, что на плодородных землях, а балл кадастровой оценки здесь 37, проросли кустарники и сосны, местные жители на 66 гектарах «организовали» свалку. Общая площадь сада — 210 гектаров. Более двух сотен гектаров плодородных земель не нужны ни СПК, ни райсельхозпроду?

— Здесь уже раскорчеван 61 гектар. Вообще, раскорчевка старых садов — работа трудоемкая, — говорит первый заместитель председателя Ивацевичского райисполкома, начальник райсельхозпрода Александр Грицук. — Нужны специальная техника, люди, чего в наших хозяйствах порой недостает. В нынешнем году на месте сада планируем сеять кукурузу. Сейчас пока плотно занимаемся посевной. Невозможно объять необъятное. Руководитель в хозяйство пришел менее года назад, не было ни семян, ни топлива. Для раскорчевки нет дисков и негде взять.

— А район не поможет? — спрашиваю.

— Я на месте руководителя сельхозпредприятия не дал бы диски, — отвечает Александр Борисович. — Сейчас для нас главная задача — посеять.

— А почему на месте сада свалка?

— Такие у нас люди. Ведь мы заключили договоры с ЖКХ, раз или два раза в месяц приезжают и забирают мусор у сельчан. Все равно несут сюда.

— Здесь много строительных материалов, их ЖКХ не забирает…

— Есть вопрос, — лаконично отвечает начальник райсельхозпрода.

Характерно, что в райисполкоме точно не знают, сколько земли под старыми садами. По словам начальника землеустроительной службы Натальи Родионовой, в районе более 200 гектаров плодородной земли — под  ними. Странно, ведь на 1 января только в СПК «Коссово» они занимали 304 гектара.

Еще большая загадка с виртуальным садом в деревне Гощево. На аэроснимках сад площадью 17 гектаров есть, а на балансе нигде нет. 17 гектаров ничейной земли. Местные жители, понятно, свозят сюда мусор.

Нарушают земельное законодательство при содержании неплодоносящих садов и в ИООО «БелАгрокультура» (Бытеньский сельсовет Ивацевичского района). К примеру, занимаемые под садами два земельных участка более чем 53 гектара, расположенные на границе агрогородка Бытень и землях ИООО «БелАгрокультура», не использовались вообще. И таких примеров очень много. Комитет госконтроля готовит специальное заседание коллегии, в том числе по нерациональному использованию сельхозземель.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter