Сошел снег, и все стало видно

Весной природа не только оживает, но и обнажает все, что скрывалось под снегом...

Весной природа не только оживает, но и обнажает все, что скрывалось под снегом. Мусор в разных вариациях. И хотя год от года картина меняется к лучшему, это в основном благодаря тому, что убираем, а не потому, что не сорим. Возможна ли перестановка слагаемых?


Накопилось


Накануне "генеральной уборки", которая повсеместно разворачивается в апреле, Комитет госконтроля Гомельской области организовал для сельчан "горячую линию". Начальник управления КГК Сергей Кравцов уточняет, в чем суть интереса:


- Наше управление анализирует работу агропромышленного комплекса. Часто выезжая в хозяйства, подмечаем, что вопросы по наведению порядка на земле остаются. С одной стороны, делается очень многое. С другой, какие-то моменты упускаются. С чем это связано - хотим разобраться. То ли человеческий фактор, то ли не совсем оптимальная система вывоза мусора, то ли слабая работа с населением.


География "болевых точек" получилась разнообразной: Гомельский, Добрушский, Светлогорский, Петриковский, Рогачевский, Буда-Кошелевский, Жлобинский районы... Люди откликнулись живо. К примеру, рогачевский дачник поведал о пустующих годами гектарах, поросших бурьяном, в черте их дачного поселка. Жительница Буда-Кошелевского района пожаловалась на местный свинокомплекс.


- Ферма погрязла в навозе. И, видимо, потихоньку здесь сбрасывают навозную жижу в мелиоративный канал, а тот впадает в речку. Куда это годится? - делится своими опасениями жительница Буда-Кошелевского района.


У жительницы Светлогорского района, судя по телефонным эмоциям, тоже накопились неудобные вопросы. Вид из окна открывается на два заброшенных дома, которые без хозяев превратились в стихийные свалки. Понятно, что такое соседство сельчанку возмущает: за деревню обидно... Очередной звонок - и снова о мусоре:


- Деревня Залесье Добрушского района. Мы живем у действующей свалки. Она расположена неподалеку. Невыносимо, честное слово. Содержат ее как придется. Весь мусор летит в наши дворы.


Чем "пахнет" такое соседство на самом деле? Отправляемся к месту событий: людей послушать, свалку изучить...


Мусорить разрешается


Деревня Залесье аккурат в пригороде Добруша. Вниз по улице Луговой - несколько сотен метров от последнего дома - и вот полигон бытовых отходов. То, что он имеет официальный статус, выдает лишь механическая обваловка. Все остальное несет на себе печать стихийности. Ведущий специалист управления КГК Сергей Путрукевич по ходу комментирует:


- Нет обозначения, что это действующий полигон. Много мусора на подъезде к нему, а не внутри котлована...


Понимаю, при таком раскладе грустный вид из окна - сущие пустяки. Не позавидуешь местным жителям, когда ветер дует в сторону деревни. Все многообразие бытового сора летит в окраинные дворы. Стучим в ворота одного из таких домов. Хозяйка Галина Шакура в разговор включается с порога:


- Когда несколько лет назад свалку разрешили, мы сразу были против. Зачем это делать у самой деревни? Обращались в местные службы с просьбой ее закрыть. Мусор везут все кому не лень: из нашей деревни, из Добруша. Мало кто заботится о том, чтобы сбросить его в глубь полигона, а так - лишь бы выкинуть. Летом - ужас что делается. Из леса кабаны выходят, лисы, куницы... Крысы - это вообще привычное явление.


Галина Федоровна, кстати, этой свалкой принципиально не пользуется, хотя до нее рукой подать. Платит за централизованный вывоз мусора, и машина "Добрушского коммунальника" вывозит накопившиеся отходы два раза в неделю на основной полигон, за райцентр, - цивилизованный и благоустроенный. Но ведь не все хотят платить...


Генеральный директор коммунального унитарного предприятия "Добрушский коммунальник" Александр Ксенофонтов, которого застаем в кабинете, признается:


- Есть вопросы по этому полигону. Раньше он был на балансе сельсовета, теперь - наш. Раз в месяц проверяем его состояние, приводим в порядок. Но смотрителя там не поставишь. И отследить, кто сбрасывает мусор, как это делает, тоже практически нереально.


Ксенофонтов обещает, что при первой возможности эту свалку закроют. В прошлом году удалось избавиться от двух таких проблемных полигонов. Нынче запланировали убрать не меньше пяти. Осталось найти деньги.


Возможно все


В госконтроле соглашаются с тем, что при желании возможно все. И припоминают историю прошлого года в деревне Романовичи Гомельского района, когда с Улуковским сельисполкомом, местными экологами и коммунальниками здесь искореняли стихийную свалку. Сергей Путрукевич изучил ее досконально:


- Также был звонок на "горячую линию"... Въезд в деревню Романовичи. Несколько сотен метров в сторону - и овраги. Картину не описать. Чего там только не было: и склянки-банки, и телевизоры с холодильниками, и стройматериалы. Просто тонны хлама... Местные власти мобилизовались, подключили службы и людей, все убрали.


Сейчас к романовичским оврагам ни пройти ни проехать. Дорогу развезло. Сельскую власть это обстоятельство только радует. Если кого и потянет сюда по инерции - путь закрыт. Значит, достижения прошлого года хотя бы отчасти останутся в силе.


Нынешний председатель Улуковского сельисполкома Жанна Бизня тогда еще не работала. Но овраги уже держит на карандаше. Уж больно притягательная точка для стихийных действий - надежно скрыта от посторонних глаз:


- Мы встречались с жителями деревни, разговаривали. Привлекали в помощь школьников, чтобы рассказали родителям, что так сорить непозволительно. А сейчас решили изготовить специальные знаки, предупреждающие о том, что здесь выброс мусора запрещен и наказывается штрафом. Установим их во всех местах, где несанкционированные свалки возникают год от года. Еще печатаем листовки. Тоже будем раздавать.


Глава сельской власти верит, что, несмотря на все трудности борьбы с мусором вообще и стихийными свалками в частности, есть возможности свести проблему к минимуму. Для этого надо везде на селе наладить централизованный вывоз отходов и сделать процесс удобным, простым и доступным. Скажем, в Романовичах этой услугой пользуются лишь 79 процентов жителей. И самыми разными способами методично внушать мысль: порядок дается легко, всего-то и надо - его поддерживать.


Кстати


По последним данным, централизованный сбор мусора сельскому жителю ежемесячно обходится в 1,5 тысячи рублей. Как правило, коммунальники вывозят отходы два раза в неделю. Больше всего от стихийных свалок страдают деревни, расположенные у дачных поселков, которые не всегда пользуются подобной коммунальной услугой.


Комментарий


Олег Акушко, председатель Гомельского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:


- Только нашей службой в прошлом году на территории области было выявлено более тысячи стихийных свалок, к ответственности привлекли свыше 800 жителей и около 100 юридических лиц. Проблема сбора мусора, безусловно, актуальна. Однако сегодня уже появилась понятная схема действий по улучшению ситуации. Следует прежде всего полностью обеспечить сельское население услугой по централизованному вывозу отходов. Над этим еще надо работать. Плюс внедрение контейнерной системы и раздельного сбора мусора, в том числе на селе. К 2015 году такие задачи необходимо решить коммунальникам и местным властям. И никто их не отменял.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter