Соседи всегда могут найти общий Язык

Беларусь и Латвия стремятся конструктивно решать природоохранные проблемы Пограничные столбы природа не признает, соседние государства соединены множеством водных “капилляров”, да и воздушные массы свободно циркулируют, игнорируя визовый режим. Тесно сопряжены экосистемы. Поэтому в природоохранной деятельности большое значение имеет межгосударственное сотрудничество, и решение трансграничных экологических проблем во многом зависит от слаженного взаимодействия сторон. Недавно делегация Минприроды Беларуси побывала в Латвии. О целях и результатах этой поездки мы попросили рассказать первого заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Александра АПАЦКОГО.
— В Риге, в Министерстве окружающей среды Латвийской Республики, состоялось очередное заседание смешанной белорусско-латвийской комиссии по сотрудничеству в области охраны окружающей среды. Она была создана для реализации двустороннего межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, подписанного 21 февраля 1994 года в белорусской столице. В последнее время наше взаимодействие заметно активизировалось.
Предыдущее заседание состоялось в декабре прошлого года в Минске. Оно помогло снять целый ряд вопросов. В частности, представителей Латвии волновали перспективы строительства белорусских гидроэлектростанций на Западной Двине. Мы подробно разъяснили, что наша страна в незначительной степени использует свой энергетический водный потенциал. И даже если в ближайшем будущем появится Полоцкая ГЭС, она будет находиться на значительном расстоянии от Латвии — около 300 километров. Нет причин для беспокойства и в случае строительства ГЭС в Витебске и Бешенковичах. Это даже пойдет на пользу мелеющей Западной Двине.
Белорусская же сторона была серьезно обеспокоена появившейся информацией о намерениях Латвии разместить вблизи нашей границы захоронения асбестосодержащих отходов и завода по сжиганию сернокислого гудрона. Однако, как нас заверили, эти планы откорректированы, и у Беларуси нет причин для опасений. Тогда же, в декабре, была достигнута договоренность, что следующее заседание смешанной комиссии пройдет в Латвии. В нем я и принимал участие в качестве сопредседателя этой комиссии. С латвийской стороны председательствовал заместитель государственного секретаря Министерства окружающей среды Латвии Андрис Эглайс.
— Какие вопросы оказались в центре внимания на сей раз?
— По-прежнему обе стороны тревожат планы Литвы по размещению хранилища радиоактивных отходов Игналинской АЭС вблизи границ Беларуси и Латвии. Ведь именно в этом регионе находится Национальный парк “Браславские озера”, в котором охраняются уникальные природные комплексы. Это популярное место отдыха жителей Беларуси, полюбили его и иностранные туристы. Если Литва начнет реализовывать свои планы, это негативно скажется на развитии региона. Потребуется организация дополнительных пунктов контроля атмосферного воздуха, поверхностных, грунтовых и подземных вод, почвы. Я выразил надежду, что позиция Республики Беларусь по выбору наиболее безопасного во всех отношениях варианта размещения объекта по захоронению радиоактивных отходов будет учитываться при разработке проекта оценки воздействия на окружающую среду и подготовке заключения экспертов МАГАТЭ.
Инициатива Литвы по строительству хранилища радиоактивных отходов активно обсуждается государственными органами и общественностью Латвии. На заседании комиссии было однозначно заявлено, что, основываясь на положениях международных договоров, Литва обязана представить Беларуси и Латвии для проведения экспертизы полную информацию и расчеты оценки влияния на окружающую среду для всех трех предлагаемых площадок (Галилауке, Апвардаи и Стабатишки), расположенных на территории Игналинского района. Принято решение обеспечить обмен информацией по этой проблеме.
— Насколько мне известно, и в самой Латвии есть небезопасные в радиационном плане объекты... 
— На заседании латвийская сторона озвучила информацию о крупных проектах, осуществляемых в сфере радиационной безопасности. В частности, в рамках проекта технического сотрудничества МАГАТЭ осуществляется демонтаж Саласпилсского исследовательского ядерного реактора. На 2006—2007 годы запланирован вывоз отработанного ядерного топлива в Россию.  Кроме того, ведется модернизация хранилища радиоактивных отходов “Радон”. Нам рассказали о том, как обеспечивается надзор за безопасным использованием источников ионизирующего излучения в медицине и промышленности, а также о проектах, которые осуществляются в приграничных странах и несут потенциальную угрозу Латвии.
— Александр Николаевич, обсуждались ли на заседании вопросы, касающиеся реализации Киотского протокола?
— Латвийская Республика ратифицировала Киотский протокол в 2002 году. В рамках структуры Министерства окружающей среды создан Департамент климата и возобновляемых ресурсов, целью которого является организация на государственном уровне мероприятий по реализации положений Киотского протокола, включая подготовку национальных сообщений. Четвертое национальное сообщение выпущено в июне нынешнего года и было передано белорусской делегации для ознакомления. Департамент создает регистр выбросов, занимается распределением квот на выброс озоноразрушающих газов и организацией торговли квотами. В Европейскую комиссию уже передали на рассмотрение план распределения квот для торговли и ожидают жесткой реакции ЕК. Политика Евросоюза направлена на ограничение торговли выбросами “горячим воздухом” и усиление мер по снижению выбросов.
Мы тоже проинформировали латвийскую сторону о ситуации, связанной с реализацией Киотского протокола в Беларуси. Кстати, Латвия поддерживает включение нашей страны в Приложение В Киотского протокола путем принятия соответствующей поправки и установления количественных обязательств по выбросам для нашей страны на совещании сторон в Найроби в ноябре 2006 года, а также при последующей ее ратификации странами Киотского протокола. Надеемся, что Латвия, идущая впереди по этим вопросам в регионе, поддержит белорусскую инициативу, несмотря на противодействие со стороны некоторых других сторон Киотского протокола.
— Значительную часть электроэнергии Латвия вынуждена импортировать. Видимо, это подвигло ее на участие в проекте по строительству Балтийской АЭС? Насколько реально ее появление?
— Поскольку ресурс гидроэлектростанций в Латвии практически исчерпан, Министерство окружающей среды этой страны ведет поиск альтернативных источников энергии, среди которых — строительство угольной ТЭЦ или Балтийской АЭС. Согласно полученной информации, технико-экономическое обоснование на строительство АЭС будет подготовлено до конца нынешнего года. В рамках национальной политики по снижению выбросов в атмосферу рассматриваются и возобновляемые источники энергии: использование биомассы, биогаза, ветряных генераторов.
— Обсуждались ли какие-то совместные белорусско-латвийские проекты?
— У нас была возможность ознакомиться с практикой подготовки и реализации природоохранных проектов в Латвии. Выбор таких проектов проводится на конкурсной основе. С целью реализации государственных приоритетов в экологической сфере, эффективного привлечения и использования зарубежных источников финансирования природоохранных проектов Министерство окружающей среды Латвии создало организацию “Vides Projekti” (“Природоохранные проекты”). Мы выразили заинтересованность в использовании ее возможностей для привлечения финансирования из европейских и международных источников под двусторонние проекты технического сотрудничества, предложили скоординировать деятельность “Vides Projekti” с аналогичным центром международных экологических проектов, сертификации и аудита “Экологияинвест”, созданным при Минприроды Беларуси. В качестве приоритетных направлений сотрудничества в совместных проектах предложено создание трансграничных охраняемых территорий, утилизация отходов, управление водными ресурсами трансграничного бассейна реки Западная Двина/Даугава.
Обсуждался также вопрос о целесообразности создания транзитного водного пути “Даугава — Днепр”. Была подписана Программа сотрудничества между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Министерством окружающей среды Латвийской Республики на 2006—2007 годы.
— Посещали ли вы в ходе этой поездки какие-то объекты, была ли возможность оценить практическую сторону природоохранной  деятельности в Латвии?
— Мы ознакомились с существующей в Латвии системой переработки отходов. В соответствии с принятой государственной программой по обращению с отходами к 2009 году планируется построить 12 высокотехнологичных полигонов твердых отходов. В ближайшие полтора года будет строиться и полигон токсичных отходов.
Белорусская делегация посетила самый большой в районе Балтийского моря полигон твердых бытовых отходов, занимающий территорию площадью 86 гектаров. Он находится в Гетлини, это в 20 километрах от Риги. Здесь сосредоточено около половины образующихся в Латвии отходов. Эксплуатация полигона соответствует нормативам Европейского союза. На нем осуществляется сортировка отходов, извлекается биогаз, производится тепловая и электрическая энергия.
— Подтвердились ли заверения латвийской стороны по поводу того, что асбестосодержащие отходы не будут захораниваться вблизи белорусской границы?
— Полигон по захоронению асбестовых отходов (шифера, асбестосодержащих труб, строительных материалов) строится на значительном расстоянии от нашей границы — в поселке Броцене, это в западной части Латвии. Мы посетили этот объект и убедились, что он не будет оказывать трансграничного влияния на окружающую среду. В соответствии с директивой Евросоюза размещение отходов проводится на специально подготовленных площадках в упакованном виде —  в мешках из двухслойной полиэтиленовой пленки. Проектная вместимость полигона — 2 миллиона тонн. По данным, полученным из публикаций, в Латвии находится всего около 2,3 миллиона тонн асбестосодержащих отходов, из которых львиная доля приходится на шифер. Кстати, после введения соответствующей директивы Евросоюза в Латвии запрещено производство, продажа и импорт шифера.
Кроме того, мы имели возможность осмотреть предприятие для временного хранения пришедших в негодность пестицидов в поселке Гардене. Для этого использована база военной танковой части. На предприятии хранится около 1500 тонн непригодных пестицидов, имеется установка по измельчению твердых отходов. Предприятие занимает площадь 8 гектаров, на нем работают 20 человек. В настоящее время государство компенсирует ему затраты по обращению с отходами  — сбор, сортировка, лабораторные исследования, подготовка к утилизации. Но впоследствии будет строго соблюдаться принцип “загрязнитель платит”, и за отходы, поступающие на предприятие, будет платить их владелец.
Белорусская делегация посетила также предприятие по переработке токсичных отходов в Олайне, которое было введено в строй в нынешнем году. Установка выполнена по датскому проекту, ее мощность — 170 килограммов в час, температура сжигания отходов — около 1000 градусов. Мы ознакомились с технологией сжигания отходов. На предприятии имеется и установка по обработке медицинских отходов.
Это были не просто экскурсии. Проблема утилизации и переработки отходов сегодня остро стоит в Беларуси. Поэтому предложенная для ознакомления система утилизации отходов в Латвии заслуживает пристального внимания белорусской стороны и внедрения лучшего на территории нашей страны. Да и проведенные встречи показали высокую заинтересованность обеих сторон в продолжении сотрудничества на всех уровнях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter