Соседи – это от Бога...

Посол Латвийской Республики Майра Мора о себе и времени
Посол Латвийской Республики Майра Мора о себе и времени

...Как завоевать свое место на рынке Европейского союза? Что можно предложить вниманию иностранных туристов? Какие ценности сближают европейцев?

Латвия, ставшая четыре года назад членом Евросоюза, и сама еще недавно искала ответы на эти и другие подобные вопросы, а поэтому опыт наших соседей очень полезен и интересен.

— Уважаемая госпожа Мора! Вы возглавили диппредставительство в Минске в ранге Чрезвычайного и Полномочного Посла вскоре после вступления Латвии в Евросоюз. Мне кажется, у вас есть удивительная профессиональная способность оказываться в центре переломных событий...

— Знаете, мне очень хотелось в Беларусь. Когда я узнала, что здесь освобождается место посла, тут же пошла в МИД по своей инициативе и сказала, что хочу работать в Минске. И к счастью, моя просьба была удовлетворена. Еще во время пребывания послом в Литве я почувствовала вкус к работе с соседями. И знала: чем ближе страна, тем больше совместных дел.

В принципе, вы правы, я считаю себя счастливчиком, потому что судьба мне дарит огромное профессиональное счастье. Такое, например, как участие в переговорах в 1993 — 1994 годах с Россией о выводе российских войск. Это подарок судьбы, потому что я могла участвовать в решении вопросов, имевших огромную важность для внешней политики и безопасности моей страны. Кстати, участвуя в подготовке договора с Россией, я уже тогда столкнулась и с Беларусью — была достигнута договоренность, что российский радар в Скрунде будет действовать до тех пор, пока не построят замещающее его устройство в Барановичах...

Когда я приехала, то в первую очередь поставила перед собой задачу: на посольском уровне построить отношения с Беларусью уже как с европейской страной. И возобновить прежние связывавшие нас ниточки...

Тем более Беларусь, как я вижу и как видится из Латвии, находится на таком этапе своего развития, когда надо искать если не друзей, то союзников. Это большая ценность, когда тебя понимают. И когда есть кто–то, к кому можно обратиться за советом, за помощью. Тем более если это соседи.

— Статистика внешней торговли Беларуси за прошлый год преподнесла сенсацию: экспорт белорусской продукции в Латвию вырос более чем в два раза, что, несомненно, радует. Но если говорить не о количестве, а о качестве нашего экономического сотрудничества, что вы считаете самым важным?

— Несомненно, увеличение в 2,2 раза означает, что растет белорусский экспорт не только в Латвию, но и в ЕС. Это отличный показатель. Что бы я хотела видеть — это изменения пропорции. Пускай остаются и даже растут объемы калийных удобрений, которые пока превалируют в белорусском экспорте в Латвию. Но должно стать больше и товаров, конкурентоспособных в Европе, с добавленной ценностью. Для Беларуси же выгоднее продавать не сырье, а почти готовый продукт, который можно доработать уже в нашей стране и продавать на рынке ЕС со всеми вытекающими привилегиями. Я прогнозирую большой экономический успех совместным предприятиям с перспективой выхода на европейский рынок...

Хочу сказать здесь еще об одном амбициозном проекте, который только что начался и имеет большие перспективы. Толчком послужил интерес в обучении служащих вашего госаппарата для работы на иностранных валютных рынках. Я ответила: пожалуйста! В Риге имеется филиал Стокгольмской экономической школы, лучший в Восточной Европе. Есть Рижская бизнес–школа, которая также дает прекрасное обучение, а также Рижская юридическая высшая школа. В свою очередь, есть замысел включить во все эти школы курсы по экономическим и финансовым вопросам и европейскому экономическому праву и сделать программу–модуль как для белорусских студентов, так и для бизнесменов и, возможно, госслужащих. Важно, что финансирование данного проекта предусматривается из различных европейских источников, так что плата для белорусской стороны будет чисто символической. Моя цель — сделать Ригу центром обучения белорусских специалистов для работы на мировом рынке.

— А если говорить о работе латвийского капитала в Беларуси — какие перспективы вы здесь видите?

— И здесь возможностей предостаточно. Ну вот первый же пример, который, как говорится, перед глазами. У нас есть такая успешная сеть кафе — «Дабл кофе» называется. Это место встречи, где можно не только поесть, но и поговорить, пообщаться. У вас таковых пока я не видела...

А еще мы хотели бы строить то, что у вас мало развито, но к чему призывал, если не ошибаюсь, министр спорта и туризма. Придорожная инфраструктура. Лучше всего сделать, как в Австрии, где есть «Розенбергер», в Германии — «Митропа», у нас в Латвии — «Салму крогс». Это все торговые марки, образующие единую цепь придорожного сервиса, где человек на всем пути может и отдохнуть, и выпить чашку кофе, как в гастхаусе в Германии. Для въездного туризма это очень важно.

— Интересен ваш взгляд на перспективы этого бизнеса в нашей стране...

— Возможности тут обширные, потому что страна ваша большая, ландшафты очень красивые. Вам надо развивать сельский туризм, но для этого нужно поднимать уровень сервиса. И вода, и воздух должны быть чистые.

Но красивая природа — это не единственный ваш плюс. Я вижу возможности куда более грандиозные. Есть один культурный проект, который, как мне кажется, недооценивает белорусская сторона. В Даугавпилсе есть мировая знаменитость Марк Родко, а в Витебске — мировая знаменитость Марк Шагал. Совместный проект Даугавпилса и Витебска предусматривает создание специального туристического маршрута на родину этих всемирно известных художников. Но, увы, я вынуждена была обратиться за помощью к витебскому руководителю облисполкома господину Андрейченко, беспокоясь, что деньги, выделенные Евросоюзом на данный проект, могут пропасть. Но это же курица, которая несет золотые яйца! Это прекрасная идея для входящего туризма, и не только для Витебска, но и для всей Беларуси. Кстати, в латвийской части проекта под музей Марка Родко в даугавпилсской крепости отдается целое здание. После реставрации там будет центр Марка Родко. Причем патронессой проекта с первого дня стала тогдашний президент Латвии Вайра Вике–Фрейберга! И я бы хотела видеть патроном центра Марка Шагала вашего Президента... Кстати, дети одного из основателей нью–йоркской школы, великана абстрактного экспрессионизма Марка Родко предоставляют центру в Даугавпилсе картины на общую сумму около 40 миллионов долларов. Дети Шагала могли бы сделать то же самое. В моем понимании такой брэнд может предоставить фантастические возможности для туризма!

— Согласна, ничто так не сближает людей, как красота. Кстати, и в прямом смысле слова тоже: внешний облик дипломата имеет большое значение для общения, не так ли? Кстати, вы смотрели фильм «Посол Советского Союза», в котором даже первый посол революционного правительства Александра Коллонтай предстала в мехах? Интересно было бы узнать от вас секреты вашей элегантности.

— Я кролика за шиншиллу никогда не выдавала (улыбается), но к мехам отношусь не так, как в Европе или в Америке, мне меха нравятся, в нашем климате попробуй походи без них...

Вы знаете, иногда я раздражаю своего дизайнера, она злится: «Опять костюмчик!.. Сколько их у тебя похожих, давай придумаем что–нибудь экстравагантное». Я отвечаю: нельзя, не полагается у нас это. Потому что сдержанность должна быть.

— Дипломат с помощью одежды скрывает свои мысли и чувства?

— Нет, я не думаю. Главный инструмент работы дипломата — это общение. И если ты будешь скрытным, ничего не получится. Просто в нашей профессии как в никакой другой надо соблюдать каноны. Меня, например, с детства учили носить с собой в театр сменную обувь — нельзя идти туда в сапогах. Это канон. Сейчас его нарушают направо и налево. Мне нравится, что в дипломатии сохранились какие–то традиции, которых придерживаются больше, чем в другой жизни. Это и есть последовательность. Да, нужна и авантюрность, и риски, чтобы мир развивался. Но другой ногой надо крепко стоять на традициях, устоях, канонах. Может быть, удобнее держать вилку в правой руке, а нож в левой или золото носить вечером, а платину днем... Но правильнее — наоборот!..

Впрочем, главное — не одежда, а содержание того, что ты делаешь. Форма не должна затмевать или отодвигать содержание на второй план.

— Мне кажется, в вашем случае и внешнее, и внутреннее содержание совпадают...

— Спасибо за комплимент. Я хочу ответить встречным комплиментом. Меня приятно поразило то, как одеваются женщины в Беларуси. Я не хочу говорить о каких–то определенных марках или качестве одежды, а именно о цветовой гамме. Отсутствие броскости является самой основой элегантности. Вот этот вкус, эти изящество и элегантность меня поразили в белорусах.

И еще один комплимент Беларуси. Я была приятно поражена, что тут нет мачизма. (Мачизм (от испанского «мачо» — «мужчина») — подчеркнуто брутальное поведение, часто пренебрежительное по отношению к женщине. — Н.Р.) И вообще, я не вижу, чтобы женщины в вашей стране как–то ущемлялись, тут очень нормальные равноправные отношения... Я думала, у вас еще сохранились старые советские замашки. Но никак, нигде, даже если попытаться поискать — не нахожу ничего такого. Это — здорово. По–европейски!

Фото Артура ПРУПАСА, "СБ".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter