Можно ли остановить вывоз нашего сырья иностранными фирмами?

Соседи дерут шкуры

Дорогие для нашей страны российские углеводороды тонкой непроницаемой пленкой растекаются по просторам интеграции, лишая ее кислорода и препятствуя метаболизму для развития. Конечно, «большому брату» стоит сказать спасибо за некоторые ценовые поблажки на нефть и газ. Но в этом дисконте скрыт приличный дьяволенок: да, углеводороды нам продают дешевле, чем Европе, но дороже, чем на внутреннем российском рынке. Вроде бы сосед нас дотирует. Но на самом деле вымывает наше сырье и ресурсы. Обычно эксперты лихо исчисляют величину бонусов России нашей стране, но напрочь забывают посмотреть на обратный счет. А он есть, и с немалым количеством нулей.

Возьмем хотя бы кожевенную отрасль. Немало пота пролили, пока создали профильное объединение с современным оборудованием. Добились даже очень приличного качества. Вроде бы живи и радуйся: хочешь — продавай на экспорт, хочешь — на внутреннем рынке. Благо потенциальных покупателей хватает: кожа нужна и обувщикам, и швейникам, и мебельщикам. Все будто прекрасно, если бы не проблемы с сырьем. Вроде бы и животноводство в стране развито на приличном уровне, но немало сырых шкур «убегает» в Россию. Там тоже приличных производителей хватает. И они рыскают в поисках сырья. Забегают и на нашу территорию. Вроде бы честные законы волчьего рынка: какой купец дал большую цену, того и товар. Вот только наше предприятие не способно на равных торговаться с соседями. И всему виной энергоносители. Точнее, разные цены на них в России и нашей стране.

Генеральный директор ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» Николай Ермаков просто и доходчиво объясняет механику своего проигрыша. Скажем, в Рязани есть схожая по всем параметрам российская компания: изначально белорусский и российский заводы вообще являлись братьями-близнецами — возводились по одному проекту и даже в один год были сданы в эксплуатацию. Оба предприятия модернизировались. По технологическому уровню не отстают друг от друга. Вот только газ обходится рязанскому кожевеннику в три раза дешевле, электричество — в два. Огромная экономия, которая позволяет соседям перебивать цену на сырье, уводя его из-под носа наших предприятий. А ведь оно составляет около 50% в себестоимости продукции. Конечно, месяц на месяц не приходится, но нередко получается патовая ситуация: если наши кожевенники посоревнуются с российскими на полную мощность, то либо влетят в серьезные убытки, либо получат дорогую продукцию и не смогут ее продать. И сырые шкуры который год продолжают мигрировать на восток.

Правда, в этом вина и сельхозпредприятий, и владельцев боен. У них же тоже курирующие министерства есть, ставят задачу выполнять задания по экспорту. Они и рады стараться. Впрочем, для компаний, которые шкуры обдирают, зарубежный покупатель более предпочтителен не только из-за экономической выгоды, но и благодаря возможности улучшить свою статистическую отчетность, внешнеторговое сальдо поправить…

Увы, судьба не особенно расщедрилась на подземные недра, но даже то сырье, которое даруется природой и трудом, уходит за рубеж. Туда же отправляется и добавленная стоимость вместе с налогами. Представляете, насколько больше выгода от продажи сапог или диванов, а не шкуры?!

Проблема тлеет долгие годы. Но в доинтеграционную эпоху ее решали банальным волевым решением: вводили временные запреты на экспорт. И шкур в том числе. Не совсем элегантно, зато эффективно для родного ВВП. Но единое таможенное пространство связало руки, выбило инструмент защиты сырья от излишней внешней конкуренции. К тому же не совсем справедливой. Николай Ермаков уверен: просто перезрела необходимость в специальном законодательстве, которое ограждало бы отечественные сырьевые ресурсы от беззастенчивого вымывания. С ним согласно немало коллег из перерабатывающих отраслей. Правда, барьеры для покупателей из ЕАЭС не совсем укладываются в принципы экономической интеграции. Впрочем, как и кардинально разнящиеся цены на энергоносители.

volchkovvv@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter