Сосед соседа не обидит

Соседская среда — основа стабильности государства, общественной безопасности...

В Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент подчеркнул, что «...реальная конкуренция мгновенно останавливает ценовой беспредел». И предложил отличный рецепт, очень действенный: «Нам ни в коем случае нельзя допустить монополизации внутреннего рынка крупными торговыми сетями и ценового сговора между ними. Наряду с гипер– и супермаркетами должны развиваться небольшие частные, государственные объекты «шаговой» доступности».


С этими словами я полностью солидарен. Если говорить о гигантах промышленности, то пусть себе монополизируют свои отрасли, экспортируют продукцию, зарабатывают валюту. Но торговля самым необходимым — хлебом, молочными и мясными продуктами — должна обязательно быть ближе к людям. В первую очередь для того, чтобы не росли цены. Но есть и другой, не менее важный момент, который, может, и незаметен большинству, но для нас, социологов, очевиден.


В небольшом кафе или магазине рядом с домом я буду знать продавца, официанта, владельца. И они меня, скорее всего, тоже запомнят. Глядишь, через какое–то время станем обращаться друг к другу по имени. Я приду не просто в торговый объект, а в гости к его хозяину или продавцу. Это будет накладывать взаимные обязательства как делового, так и социального характера. В гости, как известно, не ходят «с камнем за пазухой». А хозяева соответственно стремятся угодить, порадовать гостей. Так формируется социальная среда взаимного морального контроля и поддержки.


Что это значит? К примеру, мой сын никогда не позволит себе прийти в кафе, которым владеет сосед, и попросить бокал пива. Он понимает, что в тот же день это станет известно мне, отцу. Многим безразлично мнение посторонних. Но большинству далеко не все равно, что подумают знакомые. Соседская среда — основа стабильности государства, общественной безопасности. С нее начинается построение гражданского общества.


Заглянем в гипермаркет. На огромных торговых площадях, где нетрудно потеряться, все друг другу чужие. Продавцы с отстраненными лицами. Мы, покупатели, для них не более чем ходячие кошельки. В условиях деперсонализации, обезличенности снижается социальная ответственность людей. Многим начинает казаться, что можно позволить себе грубое слово, безнравственный поступок, даже кражу. Расталкивая локтями друг друга, обезличенные люди — без имен и фамилий — спешат к кассам. Редко кто пропустит вперед малыша или старушку.


Между тем персонификация личности всегда влияет на поведение. Для примера возьмем нашу милицию — у каждого сотрудника на груди бэйдж. И, по моим наблюдениям, милиция с бэйджами намного гуманнее, человечнее той, что была с абстрактными звездочками на погонах, без имен и фамилий. Есть повод задуматься.


Между тем крупных магазинов, супер– и гипер–, становится все больше. Они густо заполняют центр любого большого города. Часто их владельцы — неместные жители, обладатели солидных капиталов. Местным бизнесменам непросто с ними соперничать. И заботятся владельцы крупных торговых сетей не о нас, покупателях, а в первую очередь о собственной прибыли.


Хорошо, что сегодня в стране идет либерализация экономики. Очень вовремя бизнесменам, работающим в малых городах, на селе, предоставили существенные льготы. Но уверен, точно такая же поддержка не помешала бы и предпринимателям из крупных городов.


Не каждый богатый человек захочет построить кафе, ресторан или магазин на окраине, в «спальном» районе. Прибыль не та. А вот разрешили бы моему соседу, назовем его дядей Ваней, по заявительному принципу открыть небольшой магазин прямо в нашем подъезде на первом этаже. Освободить одну комнату в собственной квартире и обеспечивать жителей дома всем необходимым. Представляете? Не надо переодеваться, переобуваться, куда–то бежать. Спустился вниз прямо в тапочках и честно сказал дяде Ване: «Аванс через 2 дня, а срочно нужно побольше провизии, жду гостей. Пожалуйста, отпустите в долг». Разве не выручил бы?!


Но чтобы все происходило именно так, как нам хочется, маленькие объекты торговли не должны объединяться в «Горторги», «Промторги» или «Пищеторги», как это было в СССР. От такой организации работы мало проку. Тот же диктат, но на более высоком уровне.


Только если дядя Ваня почувствует себя подлинным хозяином своего маленького магазина, можно ждать и добросовестной конкуренции, и подлинной культуры обслуживания. И появления добрососедских сообществ на гражданской основе.


Юрий БУБНОВ, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Могилевского государственного университета продовольствия, доктор социологических наук, доцент.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter