Антикризисная стратегия Меркель находится под угрозой?

SOS дан — SOS принят

От Алеппо до карнавального шествия Розенмонтаг — «Розовый понедельник» в Кельне. На такое расстояние растянулась сегодня новая волна беженцев, которые бегут от военных действий в мирную Европу. А на этом пути — десятки утонувших в Эгейском море. Тысячи скопившихся у турецкой границы. Опасная турбулентность в странах ЕС, куда нелегалы уже добрались и где их уже совсем не ждут. И настоящее штормовое предупреждение в Майнце, Эссене и Дюссельдорфе, где якобы из–за погоды отменили карнавальные шествия, — в Германии 8 февраля обычно отмечают главный день карнавала — так называемый «Розовый понедельник». На этот раз некоторые бюргермайстеры отложили праздник от греха подальше, чтобы не повторить трагедию новогодних событий в Кельне. Да и какое могло быть празднество, если в тот же самый день из эгейских глубин доставали мертвых детей, а канцлер ФРГ посылала SOS всему миру, находясь в Анкаре. На встрече с турецкими властями она фактически признала, что ее антикризисная стратегия находится под угрозой.


Кстати, несмотря на все эти декорации самого настоящего ужаса, Кельн решил отмечать «Розовый понедельник» во что бы то ни стало. Итог — снова 22 заявления о сексуальных домогательствах. Полиция задержала почти 200 человек. Тем временем СМИ утверждают: в День святого Валентина исламисты собираются устроить в Европе секс–джихад. Призывы к этому активно размещают в соцсетях. Но это так, к слову...

На самом деле главные события, влияющие на развитие мигрантского кризиса, разворачиваются не в европейских городах, а на турецкой территории.

В прошлом месяце из Турции в Грецию перебрались 61 тысяча мигрантов, что в 35 раз больше, чем в январе 2015 года. В последние дни к турецкой границе направились еще десятки тысяч сирийцев. Из–за непрерывных боев в провинции Алеппо в Турции предполагают, что в страну прибудут еще 600 тысяч беженцев из Сирии. Об этом заявил вице–премьер Нуман Куртулмуш. Куртулмуш назвал этот показатель «худшим из допустимых».

На этом фоне в Анкару и прибыла Ангела Меркель. Состоявшаяся в понедельник встреча Ангелы Меркель и президента Реджепа Эрдогана стала уже шестой с октября. Становится ясно, что именно от Турции, ставшей пристанищем для большого количества сирийских беженцев, зависит, двинутся ли эти тысячи и миллионы дальше.

План действий, согласованный в ноябре 2015 года ЕС и Анкарой, требует от Турции более эффективной защиты своих границ, чтобы прекратить неконтролируемый наплыв беженцев в Европу. В обмен на это Анкара должна получить около 3 миллиардов евро — для обеспечения всем необходимым 2,7 млн беженцев на своей территории.

Но кто сказал, что Турция кому–то что–то должна? Формально, как кандидат в члены ЕС, — да. Но как кандидат на роль главного регионального лидера, как страна, которая ведет свою крупную политическую игру в регионе, — Турция собирается выполнять свой долг на своих собственных условиях. Каких? Думаю, очень скоро мы об этом узнаем.

А пока Анкара, конечно же, сигнал SOS от крупнейшей державы услышала. И по мере сил постарается помочь прямо сейчас. Как сообщили журналистам на официальной пресс–конференции по итогам визита Ангелы Меркель, Германия и Турция собираются провести совместную акцию по оказанию срочной помощи беженцам на турецко–сирийской границе. В частности, глава турецкого правительства объявил, что в совместных действиях будут участвовать с немецкой стороны — служба технической помощи, с турецкой — организация по борьбе с последствиями катастроф.

Анкара согласилась также сотрудничать с волонтерскими организациями для помощи беженцам и дала добро на координацию действий своей полиции с немецкими коллегами по борьбе с нелегальными перевозчиками мигрантов. Меркель и Давутоглу вспомнили на переговорах и о НАТО — силы альянса планируется использовать для патрулирования морской границы Турции с Грецией, но этот проект все еще находится в стадии обсуждения.

Какими бы важными ни были эти шаги, но итог слишком маленький для таких крупных переговоров, да еще в такой драматический момент.

«Постоянные поездки в Анкару не заменят правительственной программы по борьбе с кризисом, которой по–прежнему нет», — так прокомментировал ситуацию вице–председатель Европарламента Александр Граф Ламбсдорф.

Что касается денег, то турки имеют свой счет. В Анкаре подчеркивают, что с 2011 года Турция приняла более 2 миллионов беженцев. Страна потратила на беженцев более 8 миллиардов долларов, в то время как международная поддержка составила только 400 миллионов долларов.

В то же время Турцию, Иорданию и Ливан, которые принимают у себя сирийских беженцев, нельзя рассматривать лишь в качестве загона для мигрантов. Нужна стратегия, которой у ЕС нет. Об этом пойдет серьезный разговор в Стамбуле, где в конце мая предполагается провести первый в истории Всемирный гуманитарный саммит. Доживем до Стамбула.

romanova@sb.by

Советская Белоруссия № 25 (24907). Среда, 10 февраля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter