В Купаловском театре показали спектакль-концерт «Вторая мировая»

Сорвется тишина на крик

Отозваться на юбилей Победы стремились все театры. Некоторые спешно перечитывали старые пьесы, что-то пытались реанимировать или переиначить до неузнаваемости. Давно гуляет по театральным просторам слегка обидное определение — датский спектакль. Обычно судьба у него короткая. Сыграют несколько раз и снимут с репертуара. Однако хочется искренне поздравить Купаловский театр, который предложил спектакль-концерт «Вторая мировая» — работу сдержанную, художественно выверенную и пронзительную.

Исполнительница песни «Старые  фильмы» актриса Анна ХИТРИК
Исполнительница песни «Старые  фильмы» актриса Анна ХИТРИК

Режиссер Николай Пинигин взял стихи-песни товарища своей молодости Марка Мермана, который сейчас живет в Америке, и, посмотрев новый спектакль, признался, что «это оправдание смысла его жизни». Оказывается, бывает и так – птица удачи прилетает неожиданно и доставляет радость без усилий, без натуги, без трудового пота.

В спектакле это стихи, музыка, факты военного времени в тылу и на фронте, в кинотеатре и на плакате. Артисты по-своему являются авторами воспоминаний и чувств, которые им не принадлежат, но хочется обязательно сказать свое слово, как Зое Белохвостик о своем деде Глебе Глебове и знаменитом Соломоне Михоэлсе. Это могут быть Любовь Орлова, Лили Марлен, Лени Рифеншталь или безымянные солдаты штрафбата, калеки, немецкие киноактрисы. За короткий срок песни необходимо ощутить и передать зрителям события военных лет через психологическую образность и скупые выразительные средства, через грим, прическу, костюм, бутафорию. Сценограф Борис Герлован, художник по костюмам Алена Игруша, видеомастер Сергей Тарасюк и аранжировщик музыки Владимир Курьян здесь на высоте. Песок из карманов американского наемника, театральная сумочка в руках польки, шинель, надетая на голое тело немецкого солдата, — все вдруг становится индивидуальным и типическим одновременно. Выходы и уходы артистов, подобие чечетки или молчаливый поворот спиной к публике — все хорошо продумано и организовано.



Мучительный поиск истины в грустных глазах Виктора Манаева, Игоря Сигова, Елены Сидоровой. Невырвавшиеся вопросы, похороненные в глубине души. «Штрафные души» исполнены Игорем Сиговым с хрипотцой и энергетикой Владимира Высоцкого, и это, пожалуй, самые сильные минуты спектакля. Но помнятся все. Отличный вокал Юлии Шпилевской и ее включенность в рассказ об оркестре Леонида Утесова. Жизнь раскидала музыкантов по миру, но в кадрах кинофильма «Веселые ребята» они все еще вместе. Яркий фокстрот Светланы Аникей и детская, лишенная страха смерти песенка о легионере в исполнении Марины Голубевой. Немолодая растерянная пани с отрешенным лицом в исполнении Елены Сидоровой.

У Александра Казелло три песни — французский летчик, американец из Западного Бронкса и немецкий солдат, который с растерянностью и трагизмом повествует об операторе Лени Рифеншталь. У Павла Харланчука тоже три песни: летчик, солдат с африканского континента, советский парень с аккордеоном.

В спектакле — люди мира. Безвинные и виноватые. Уверенные и растерянные. Белокурые красотки с бровями-ниточками и крутым перманентом. Трофейные фильмы со знаменитым Тарзаном и послевоенный Минск с едва узнаваемыми оставшимися целыми зданиями. На набережной молодые моряки отдают честь полковнику без ног в кителе с орденами.

Киноэкран помогает сцене, и теперь уже довольно большой оркестр Купаловского театра в строгих классических костюмах деликатно и чутко поддерживает поющих драматических артистов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter