Сорваться, но не упасть....

С миниатюрной архитектурой быховской деревни Грудиновки благодаря 72-летнему Олегу Кузьмину знакомы даже за границей


С миниатюрной архитектурой быховской деревни Грудиновки благодаря 72-летнему Олегу Кузьмину знакомы даже за границей

«После тихой осени первый снег, будто сказка детства», — восхищенно думаю я, робко подходя к калитке незнакомого дома в деревне Грудиновке Быховского района. В местном сельисполкоме мне сказали, что живет в этом доме дедушка — на все руки мастер.

Очень может быть: крылечко резными узорами украшено, во дворе – огромные деревянные колоды… А вот и сам Олег Дмитриевич.

Слово за слово, разговор ручейком течет. Приглашает хозяин в дом, в комнатах которого — продолжение зимней сказки: игрушечные домики, сложенные из обыкновенных спичек.

— Вот задумал свою улицу в миниатюре изобразить, — объясняет 72-летний «архитектор» Кузьмин. — Улица как улица. А вот сама Грудиновка наша — особенная.

Деревня большая, но тихая, с благоустроенным центром и местной достопримечательностью республиканского значения — старинным графским парком, памятником природы. Растут в этом парке дубы-исполины, пихты, туя, сосны, ели и даже сибирские кедры (редкий случай существования этого дерева за пределами его естественного ареала).

До революции здесь была усадьба графини Толстой. Она слыла в округе и образованной, и милосердной. Больницу в соседней Рыжковке построила, о крестьянских детях заботу проявляла…

— До сих пор стоит в старом парке деревни графский дом, двухэтажный, с полукруглой верандой и балконом, — рассказывает Кузьмин. – После войны в нем какое-то время школа размещалась, потом детский дом, интернат. На моем макете – Грудиновка девятнадцатого века, как раз в пору расцвета усадьбы, в которой жила тетя классика мировой литературы. Думаю, местным ребятишкам полезно знать историю родного края…

Поэтому-то свою спичечную миниатюрную деревню Олег Дмитриевич и передал в сельскую библиотеку, которая с появлением рукотворной сказки сразу стала музей напоминать…

Слух о необычном мастере быстро разнесся в округе. Дети к нему на экскурсию зачастили, а взрослые начали заказами одолевать. Оно и понятно: в обычном магазине подарков разве подобное чудо купишь! И теперь если едут грудиновские ребятишки за границу на оздоровление, непременно везут с собой творения дедушки-спичечника. Точнее, сказочника. Ведь даже с первого взгляда ясно: все работы Кузьмина проникнуты душевной добротой и фантазией. Это уже потом начинаешь понимать, что на каждую уходит не один месяц кропотливого труда, сотня-вторая коробков спичек, клей, краски, лак…

Как древний зодчий, Олег Дмитриевич вначале изображает свои творения на бумаге, продумывает детали, добиваясь максимальной достоверности. Так, купола соборов он любит «крыть серебром и золотом», используя обыкновенную фольгу. Улыбается: «По нынешним меркам, мой строительный материал недорогой. Но по качеству его вопросы имеются…»

Оказывается, в основном работает мастер с так называемыми сувенирными спичками. У них и толщина равномерная, и головки – одна в одну, во все цвета радуги окрашенные. Говорит: «Казалось бы, зажигалки давно прочно вошли в быт людей, ан нет – от спичек никто не отказывается. Они и в хозяйстве незаменимая вещь, и в такого вот рода искусстве».

— А еще есть коллекционеры, собирающие спичечные этикетки! – вторю ему я. – Кто-то строит снежные крепости, кто-то замки на песке… Вы же – и то, и другое, но из спичек. А где этому научились?

Олег Дмитриевич берет коробок и использует спичку по прямому ее назначению, прикуривая сигарету. Затем неспешно заводит рассказ о своем почти беспризорном детстве, случайной встрече с гастролирующим цирком, в котором его «заразили» акробатикой, дали среднее образование и гражданское патриотическое воспитание.

Жизнь в разъездах, магия арены, расцвеченной светомузыкой, аплодисменты, поклонники и поклонницы… Все было. Но в Мурманске во время исполнения группового акробатического этюда воздушных гимнастов он как-то неудачно поддержал девушку, делавшую вольтаж, неожиданно сорвался сам и упал вниз с двадцатичетырехметровой высоты. Долгие месяцы провел без движения в больницах, днями, часами и тяжелыми минутами раздумывая над смыслом жизни, переоценивая ценности и обретая твердую решимость во что бы то ни стало подняться, ходить, трудиться.

— Сила духа сильнее физической немощи, — констатирует Олег Дмитриевич. – Преодоление личной трагедии, боли, неудачи и даже обиды, нанесенной тебе другими людьми, — это своеобразная маленькая победа. Ты – человек, и этим все сказано.

Дальше у Кузьмина было все, как у людей: семья, дети, любимая работа, правда, уже не связанная с цирком. И огромное увлечение на всю оставшуюся жизнь, вынесенное из мрачного периода больниц, — спичечная архитектура. Расписные терема, замки, в которых живут принцы и принцессы, древние крепости… Сколько, оказывается, всего можно построить на обыкновенном письменном или кухонном столе за долгие вечера…

В Могилеве к нему пришла слава мастера миниатюрной архитектуры. Впору было уже и творческий опыт передавать.

— Да вот с возрастом травма вновь о себе напомнила, — вздыхает Олег Дмитриевич. – Опять больница и опять операция. В палате со мной хороший человек лежал и все про свою родную Грудиновку рассказывал. Приехал и я сюда с решением домик для дачи на лето снять да так и остался. Дом, в котором живу, наследница умершей бабушки мне совершенно бесплатно предоставила. С условием зимой печку топить. А дрова в здешних местах не проблема. Видели, сколько я их заготовил?! Пиломатериалы на пенсию покупаю: крылечко с верандой к дому пристраиваю, кухню тёсом обшиваю. Красиво будет…

Кузьмина грудиновцы в свои ряды приняли на редкость благожелательно. Особенно когда увидели, какой порядок у него в огороде весной и летом бывает и какой урожай осенью. Говорят, ни у кого здесь до сих пор помидоры в открытом грунте не вызревают, а у него они ярко-красные, крупные, мясистые. Чудеса, да и только.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter