Сорвать яблоко успеха

На рабочем столе заместителя председателя Могилевского райпо...

На рабочем столе заместителя председателя Могилевского райпо по заготовкам Анны Данилкиной — недавняя награда — «Почетный знак» Белкоопсоюза за высокие достижения в заготовительной деятельности в 2009 году.

— Анна Александровна, как удалось выйти на показатели, которые вывели коллектив на лидирующие позиции?

— Для любого успеха нужна основа, продуманность действий, большое усердие. Когда правлением райпо разрабатывался бизнес-план на текущую пятилетку, большое внимание уделили укреплению материально-технической базы, которая очевидно не отвечала современным требованиям. Приобрели сплит-систему для хранения мяса, тельфер и пилу для распиловки туш. На складе вторсырья установили сначала один, а потом второй пресс для тюковки макулатуры. Отремонтировали весовую. Все это дало ощутимые результаты. С включением в работу прессов, загрузка автомобилей на перевозке вторсырья возросла до 80 процентов от их грузоподъемности, что значительно выше, чем при перевозке вторсырья в незатюкованном виде. Благодаря прессам, совершенствованию закупа макулатуры в прошлом году приобрели ее и реализовали без малого 500 тонн, а это почти на 150 тонн больше показателя предыдущего года. Нынче за шесть месяцев закупили и реализовали 425 тонн макулатуры.

— Обновление, совершенствование базы потребовали значительных затрат. Где изыскали средства? 

— Вопросы создания нормальных условий для работы заготовителей постоянно в центре внимания правления райпо, лично председателя Татьяны Мефодьевны Барлюговой. Даже при финансовых затруднениях правление старается изыскать возможность для развития системы заготовок. Хотя в условиях экономического кризиса было не просто выкроить нужную сумму даже на приобретение одной сплит-системы для хранения мяса.

Средства на приобретение второго пресса выделило государственное торгово-производственное объединение «Белресурсы». Это как бы поощрение за увеличение заготовки макулатуры, чем вносим свой вклад в улучшение экологии окружающей среды.

— Как организована работа с населением, которое основной поставщик сельскохозяйственной продукции и сырья?

— Возьмем закуп мяса. Сельчанину безразлично кому его продать. Главное — выгодно сбыть животное, без задержки получить деньги. А как было у нас? Сдаст человек скотину, а потом названивает в контору, чтобы узнать, когда можно получить расчет. Это было на руку частным заготовителям, и они не упускали момент забрать у сельчанина прямо на дому животное и тут же рассчитаться за него. Видя, что можем остаться не у дел, установили более тесные контакты с жителями населенных пунктов. Особенно активно взялись за это зональные заготовители: постоянно обходят сельские подворья, заключает устные договора на закупку мясной продукции, оговаривая цену, сроки реализации. По заявке сдатчика бесплатно предоставляется транспорт для доставки животного в убойный цех, непосредственно с его участием определяется выход чистого мяса, после чего производится расчет. Но этим связи с сельчанами не ограничиваются. По их заявкам завозим в ближайший магазин комбикорм для животных, помогаем обзавестись семенами высокоурожайных культур, грунтом для выращивания рассады, минеральными удобрениями и средствами защиты растений от болезней и вредителей. Возникли этой весной у многих людей (из-за прошлогоднего неурожая) проблемы с картофелем, снарядили в дорогу заготовителей, завезли необходимое количество картофеля из Брестской области. Ведь чем больше сельчане будут производить продукции, тем больше продадут ее потребкооперации. Ныне заготавливаем от населения более 19 видов сельскохозяйственной продукции и сырья. В прошлом году объемы заготовок возросли на 22,3 процента, что на 12, 3 процента выше прогнозного показателя. Население получило дополнительный доход на сумму 2,6 млрд. рублей.

Хорошее подспорье — увеличение закупок сельхозпродукции и сырья в садово-огородных кооперативах и дачных поселках. Во многих из них на период дачного сезона открыты торговые точки, где можно приобрести как продукты питания, так и товары хозяйственного назначения, осуществляем прием излишков продукции, закуп вторсырья.

На Центральном рынке Могилева открыли пункт закупа ягод. Люди очень довольны, в выигрыше и мы. В заготовки сельхозпродукции во-влечены все сельские магазины, и они за последние годы значительно увеличили закуп красной и черной смородины, черноплодной рябины и других ягод, а также яблок.

— Коль, Анна Александровна, упомянули о яблоках, то откройте секрет: как при неурожае на Могилевщине заготовили их столько, что заняли первое место в республике?

— Неурожай… Раньше это было очень ходовым оправданием провала заготовок сельскохозяйственной продукции. Мы исключили его из перечня причин, которой можно было бы прикрыть свои недоработки. Не уродило что-то на Могилевщине, ищем нужное в другом месте. Такая, говоря языком военных, тактика давно стала для нас незыблемым правилом. Вот и в прошлом году, закупив возможное количество яблок на Могилевщине, отправились за ними в другие области. Одной из первых проявила такую инициативу заготовитель Сухаревской зоны Людмила Колесникова. Не считаясь со временем, Людмила Аркадьевна изо дня в день выезжала то в Гомельскую, то в Витебскую область, заготовила за сезон 200 тонн яблок. Старались не упустить подобную возможность Надежда Востокина, Татьяна Шейникова, другие заготовители. В сезон заготовок плодово-ягодной продукции привлекаем к сотрудничеству и внештатных заготовителей с личным транспортом. Это, как правило, хорошо проверенные в деле люди, вносят ощутимый вклад в выполнение плана заготовок. Они, как и штатные заготовители, совместно со старостами деревень оговаривают места и время приемки продукции, выявляют населенные пункты, где самый богатый урожай. Так, общими усилиями в прошлом году заготовили без мало 5000 тонн яблок.

С каждым годом расширяем географию заготовок других видов сельскохозяйственной продукции.

— Возникают ли проблемы со сбытом продукции, сырья?

— В условиях рынка не очень просто найти партнеров для реализации закупленной продукции по выгодной цене. Завоевывать рынки сбыта стараемся не только высоким качеством продукции, но и безукоризненным выполнением других договорных обязательств. Именно на такой основе строим свои деловые отношения с постоянными партнерами — холдингом «Могилевоблпищепром», Минским пищевым комбинатам Белкоопсоюза, акционерными обществами «Алмаз», «Кристалл», «Бумажная фабрика «Спартак». Есть заказчики на нашу продукцию в ближнем зарубежье. Большую часть закупленного мяса поставляем в Российскую Федерацию. В прошлом году выручили за него 310 тысяч долларов США, за шесть месяцев 2010 года — 330 тысяч долларов.

— За прошлый год отдел заготовок получил чистой прибыли 308 млн. рублей. Видимо, немалую ее долю можно занести в актив экономии и бережливости?

— Это действительно так. Наращивая объемы заготовок, совершенствуя хозяйственно-финансовую деятельность, не забываем о сокращении издержек. Работаем на упреждение. Изо дня в день отслеживаем (занимается этим лично начальник отдела заготовок Любовь Плеханова) эффективность использования каждой машины, как собственных, которых у нас две, так и привлеченных. В первую очередь ответственность за эффективное использование транспортных средств несут заготовители. Эффективно используется автомобиль в том случае, если дневной объем заготовок на нем составит не менее 500 тысяч рублей.

— Есть ли предпосылки, что и в этом году могилевские заготовители выйдут на хорошие показатели?

— Итоги работы за шесть месяцев — обнадеживающие. Заметный рост закупки макулатуры и мяса, по другим видам заготовок. Так, рост по черным металлам составил к соответствующему периоду прошлого года 156 процентов, а всего заготовлено 1820 тонн. С заметным плюсом идем по заготовке картофеля, реализации мяса на экспорт, другой продукции и сырья. Прибыль составила 100 млн. рублей, что также выше полученной за аналогичный период прошлого года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter