Сороковые, роковые...

«Апостола» снимали в разных российских городах и даже за границей

«Апостола» снимали в разных российских городах и даже за границей


С известным режиссером Юрием Морозом, чей сериал «Апостол» идет сейчас на Первом канале, мы встретились на 12–м этаже московской гостиницы «Белград», где в одном из номеров оборудована монтажная студия. Здесь режиссер работает над сведением своей следующей работы — экранизацией романа Ф.Достоевского «Братья Карамазовы». Новый сериал почти на выходе, и права на его показ уже купили несколько российских и зарубежных каналов. Примечательно, что зарубежные зрители увидят 12–серийную ленту, а российские — версию из 8 серий, так как продюсеры решили, что в таком формате Достоевский в России будет принят лучше. Вопросы об «Апостоле» заставили на некоторое время прервать работу над классикой. К слову, Юрий Мороз не скрывает, что сегодня он находится в такой творческой форме, что может выбирать и работать только с тем материалом, который ему безоговорочно нравится. А из всего многообразия поставленного и снятого он выделяет фильм «Женщина в игре без правил». Эту работу автор называет наиболее личной.


— Мне кажется, зрителю понравится «Апостол», — рассказывает режиссер. — Для работы над фильмом, сценарий к которому написал Олег Антонов, автор многих российских кинохитов, был собран очень хороший актерский ансамбль: Евгений Миронов, Дарья Мороз, Николай Фоменко. Работать с такими профессионалами одно удовольствие. Не возникало вопросов о том, как строить кадр, чего мы добиваемся той или иной сценой. Одним словом, никаких личных взаимоотношений, мешающих процессу, просто не могло быть. Сложность была в другом. Нам было крайне важно передать эпоху, запах того времени. Было несколько замен главных художников, работающих на картине. Пожалуй, только в связи с этим обстоятельством я мог бы сказать, что картина далась непросто. Кроме того, в отличие от большинства отечественных сериалов «Апостол» снимался на пленку. Поэтому зритель, который любит кино как зрелище, оценит это. Ведь только пленка дает глубину кадра, позволяет работать с цветовыми нюансами. А нам было необходимо стилизовать изображение «под сороковые». Пленка дала такие возможности, лента получилась живописной. Мы снимали в разных российских городах, за границей. Эта география, полагаю, тоже сыграет свою роль в изобразительной достоверности нашей работы.


Если очень коротко изложить фабулу фильма, то «Апостол» о том, как один из двух братьев–близнецов, матерый уголовник, попадает в плен к фашистам. Те вербуют его и готовят к заброске в российский тыл. Уже в России герой погибает, и НКВД, играя с противником, решает заменить его братом. Обе роли весьма убедительно с психологической точки зрения сыграл Евгений Миронов.


Такова детективная часть сюжета, которая будет держать в напряжении все серии. Но в «Апостоле» есть и несколько мелодраматических линий, которые делают этот фильм тонким, живым, многоуровневым. Чтобы удержать «подставного» брата — скромного учителя — в повиновении, НКВД фактически берет в заложники маленького ребенка и жену героя. Эту роль сыграла Даша Мороз. Еще одна сюжетная линия, которая, как мне кажется, не оставит зрителя равнодушным, построена на взаимоотношениях героя Николая Фоменко с матерью и женой, которая находится в заключении в лагере. Он приезжает к ней на встречу, там разыгрывается несколько сцен, максимальных по накалу драматизма. Жену сыграла Алена Бабенко, великолепная актриса.


...Я не знаю, насколько литературна или документальна основа, положенная в сюжет «Апостола». Это вопрос к автору сценария. Но для меня было важно изложить повествование без исторической вкусовщины или пристрастий, без морализаторства и оценок. История не может быть черно–белой или окрашенной в один — красный — цвет. Она, как и жизнь, порой шире наших представлений. «Апостол» об этом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter