Сорок лет спустя

С городских улиц уходят «Икарусы»  

С городских улиц уходят «Икарусы» 

Будучи студентом, я много скитался по съемным квартирам, не имея, как в той жалостливой песне поется, родного угла. Век был прошлый, о потребительских качествах съемного жилья, когда не до жиру, а быть бы живу, как-то не думалось. Но один критерий отбора все же был. Думаете, цена? Нет, потому что она, в принципе, была тогда практически в любом районе города для студента одинакова. Хозяева? Тоже нет. Более того, я даже как-то съехал из квартиры милейшей женщины, у которой жил как у Христа за пазухой. 

А все потому, что маршрут № 57, которым я добирался от Прилукской до университета, обслуживали автобусы марки ЛАЗ. Ежеутренний и ежевечерний штурм узких его дверей, которым обязательно сопровождалось проникновение в такой же узкий и  в любое время года пышущий жаром салон, я терпел до тех пор, пока однажды в этой традиционной давке мне не порвали с таким трудом справленное к зиме пальтишко. Починил его, поменял квартиру и стал ездить на «Икарусе».  

Он, с этим, думаю, согласятся многие, после тех самых ЛАЗов и дребезжащих всеми своими сочленениями ЛиАЗов казался сказочно роскошным. Конечно, в час пик и здесь было тесно, но  местечко, чтобы куда-то пристроить зависшую в пространстве ногу, при желании находилось. Иномарка, одним словом. 

Кстати, в Минске они были далеко не первыми машинами иностранного производства, используемыми для внутригородских пассажирских перевозок. Автобусы «форд», «лейланд» и ман начали курсировать по его улочкам еще в… 1924 году. Еще один интересный штрих: автобусных остановок как таковых в те времена не было, и маршрутный автобус ловили, как такси (помните, как в песне: «Здесь остановки нет, а мне — пожалуйста, шофер автобуса — мой лучший друг»).  

Что касается непосредственно «Икарусов», то первые четыре трехдверные машины венгерского производства появились в 1-м автопарке столицы в ноябре 1967 года. Через несколько дней одна из них вышла на маршрут… № 13 Калиновского — вокзал, затем появился маршрут Серебрянка — площадь Якуба Коласа. Еще через пять лет в городе появились так называемые «гармошки», вместимость 180 человек. Надо ли говорить, что именно «Икарусы» закрыли проблему доставки пассажиров из растущих как грибы микрорайонов к местам работы и обратно. Мягкие, комфортабельные машины этой марки появились и на междугородных маршрутах. Как-то на досуге я прикинул: если сложить километры всех своих командировок за несколько десятков лет, получится, что именно на «Икарусе» я не один раз обогнул наш земной шарик. 

Жизнь, как известно, полна парадоксов. И один из них в том, что столица наша с каждым годом хорошела и становилась краше, а ее ударная пассажироперевозящая сила столь же безнадежно и катастрофически старела. Настал момент, когда даже наши многоопытные, ко всему привычные автомеханики уже не смогли более вдыхать жизнь в двигатели с нулевой компрессией и доводить до ума битую-перебитую подвеску. Тем более что с появлением своих пассажирских МАЗов необходимость в этом, в принципе, отпала: ясно же, что рано или поздно именно они заменят безотказных городских трудяг. 

Что на этой неделе, собственно, и произошло: в преддверии празднования 940-го дня рождения города Мингорисполком снял «Икарусы», за исключением нескольких «гармошек», с городских маршрутов. Вместо них на городские улицы вышли 75 новеньких МАЗов, полученных автопредприятиями в канун праздника, еще столько же современных машин появится чуть позже. 

Сорок лет без двух месяцев, а именно столько времени желтые «Икарусы» колесили по городу, — это очень много. Это миллионы моточасов и сотни миллионов пассажиров. Это, считай, половина человеческой жизни, которую нам с вами трудяги-автобусы скрашивали и разнообразили, за что им, железным и бездушным, огромное человеческое спасибо. 

P.S. Быстро все-таки меняется жизнь. И в лучшую сторону. Вспомните, сколько восторга звучало у нас в столице несколько лет назад, когда здесь появились «дужа ўжываныя» трамваи, переставшие вписываться в интерьер какого-то немецкого города. Тогда они казались чуть ли не чудом техники. А теперь? На фоне чудесных машин производства «Белкоммунмаша» они не только полностью теряются, но и вообще кажутся таким анахронизмом… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter