Почему пожилой сельчанин отказывается платить за вывоз мусора?

Сорный вопрос

Уже почти полгода житель деревни Чемеры Слонимского района Николай Миско не находит с ЖКХ консенсуса по поводу отплаты за услугу по вывозу бытовых отходов. В чем камень преткновения 
и какова цена вопроса, выясняла корреспондент “НГ”.

Коммунальная услуга по централизованному вывозу бытовых отходов для сельской глубинки новая. Десятилетиями деревенские жители решали ее по своему усмотрению. Имеющие транспорт отвозили мусор на свалки, иные сжигали все, что горит, а остальное закапывали в землю. Отдельная категория грешила тем, что тайком выбрасывала отходы в ближайший лес или карьер. “Цивилизация” в виде специальных контейнеров и мусоровозов наконец-то пришла и в глубинку. Однако некоторые сельчане, в основном пенсионеры, оказались к этому попросту не готовы, о чем свидетельствуют отказы от заключения с коммунальщиками договоров на оказание “мусорной” услуги.

Именно такую конфликтную ситуацию изложил в письме в “Народную газету” 70-летний житель деревни Чемеры Слонимского района Николай Миско. К слову, прежде чем оно оказалось в редакционной почте, пенсионер обращался на прямые телефонные линии, ездил в расчетно-справочный центр Слонимского ГУП ЖКХ. Но общего языка с представителями разных инстанций так и не нашел. Написал нам:

“Мне уже скоро 70 лет, состою на соцобслуживании 10 лет, с каждым днем выходить на улицу все труднее, подъезда до моего дома не сделали, хотя я требовал. Сейчас все требуют, чтобы я платил деньги за “пустое место”, ведь мусора у меня нет. От этой нервотрепки уже сдают нервы...”

За разъяснением ситуации я обратилась к председателю Озгиновичского сельисполкома Николаю Крамнику:

— Централизованным вывозом коммунальных отходов у нас охвачены все 12 населенных пунктов сельсовета, в том числе деревня Чемеры. Свыше 90 процентов местного населения уже заключили соответствующие договоры с обслуживающей организацией. Что касается Миско, я лично подходил к нему с договором в конце августа, но он наотрез отказался его заключать. С тех пор и конфликтует.

Как же вы умудряетесь жить, не оставляя мусора? — спрашиваю у Николая Миско.

Все сжигаю, продукты в стеклянных банках и бутылках не покупаю, а металлические банки зимой собираю, потом закапываю в саду. И за что я должен платить каждый месяц? Слышал, что с октября прошлого года по закону разрешается отказаться от такой услуги. Вот я и поехал в Слоним, чтобы написать заявление. Но правды не добился. Мне только сказали, что, если буду упрямиться, подадут в суд. Почему в суд, так и не понял, — недоумевает сельчанин.

Отправляюсь по инстанциям вслед за 70-летним пенсионером из Чемерей.

Начальнику расчетно-справочного центра Слонимского ГУП ЖКХ Наталье Сыантович фамилия Миско оказалась знакомой. Она объяснила, что лично к ней пенсионер не обращался, беседовал со специалистом центра. Почему он решил потом привлечь к разбирательству в ситуации другие инстанции, не знает. Заметила, что после обращения сельчанина в райисполком ему был дан письменный ответ ЖКХ. Наталья Сыантович также подчеркнула, что ежемесячно пенсионеру выставляется счет за оплату упомянутой услуги. Согласно законодательству.

Цитирую часть ответа, который был дан 70-летнему сельчанину:

“Основные жилищно-коммунальные услуги — жилищно-коммунальные услуги, которые оказываются в обязательном порядке и обеспечивают необходимую благоустроенность жилых домов, жилых и вспомогательных помещений, придомовой территории применительно к условиям соответствующего населенного пункта, их соответствие установленным санитарным и техническим требованиям (ст. 4 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 года № 405-3 “О защите прав потребителей жилищно-коммунальных услуг).

Отказ от заключения договора (желание расторгнуть) на оказание основных жилищно-коммунальных услуг не освобождает собственников жилых и (или) не жилых помещений, в том числе собственников блокированных и однокомнатных жилых домов, нанимателей и арендаторов жилых помещений, членов организации застройщиков, дольщиков, заключивших договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, от внесения платы за фактическое оказание услуги и платы за пользование жилым помещением (п. 5. ст. 29 Жилищного кодекса)...”

— Из такой “канцелярщины” я ничего не понял, — откровенно признается пенсионер.

С просьбой дать ответ на понятном пожилому человеку языке обращаюсь в юридический отдел Слонимского ГУП ЖКХ. Исполняющий обязанности начальника отдела Дмитрий Тарасюк поясняет:

— Обязанность заключить договор и оплатить услугу по вывозу мусора предусмотрена действующим законодательством как для городских, так и для сельских жителей. Вместе с тем предусмотрена и мера ответственности в случае несоблюдения требований по оплате и обращению с отходами. Например, за несвоевременную оплату услуги начисляется пеня, а за нарушение законодательства об обращении с отходами может наступить административная ответственность до 50 базовых величин. А с 1 октября 2018 года законодательством предусмотрена возможность приостановления оказания данной услуги в отдельных случаях до 6 месяцев в календарном году. К примеру, плательщик, зарегистрированный по месту жительства, временно уезжает в другой населенный пункт. Чтобы не платить за вывоз бытовых отходов в этот период, он должен написать соответствующее заявление в организацию, оказывающую данную услугу. Вероятнее всего, этот пожилой сельчанин не разобрался в нюансах законодательства.

Юрист также отметил, что льгота, 50 процентов от полной суммы, по оплате за вывоз мусора предоставляется “инвалидам I и II группы, не имеющим трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающим одиноко либо только с инвалидами I и II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими общеустановленного пенсионного возраста”.

Начальник отдела организационно-кадровой и правовой работы ГО “ЖКХ Гродненской области” Татьяна Скопец к сказанному добавила:

— Сельчанин мог бы отказаться от заключения договора, касающегося услуги по вывозу мусора, если бы технически было бы невозможным ее оказание. К примеру, если бы его дом стоял обособленно на хуторе. В данном же случае в деревне организован централизованный вывоз бытовых отходов.

Эта житейская ситуация тянется уже почти полгода. Ее конфликтность можно было бы списать на какие-либо личностные качества пенсионера, если бы только одному Николаю Степановичу было непонятно, почему вдруг понадобилось платить за вывоз мусора, которого вроде как и нет? Похожий инцидент был, например, в Мостовском районе. Судебные тяжбы жителя деревни Мижево с коммунальщиками длились почти три года. Сельчанин подал в суд жалобу о том, что Мостовское РУП ЖКХ необоснованно берет оплату за вывоз мусора, мол, соответствующего договора он не заключал. Точку в спорном вопросе поставил областной суд, обязав сельчанина оплачивать вывоз ТБО как основную жилищно-коммунальную услугу.

Не единичны случаи по стране, когда деревенским жителям пришлось через суд заплатить солидные штрафы за несоблюдение требований по обращению с отходами. И все же, смею предположить, что внятный юридический ответ Николай Миско мог бы получить и без лишней нервотрепки — для этого ведь и работают соответствующие специалисты на местах. А чтобы “сорная” тема не будоражила других, заинтересованным инстанциям не помешало бы найти общий алгоритм действий, чтобы общаться с пожилыми людьми на понятном для них “человеческом” языке.

К слову, противостояние пенсионера и ЖКХ длится с августа прошлого года. На 1 января за вывоз бытовых отходов Николай Миско должен по квитанции заплатить обслуживающей организации 4 рубля 19 копеек. Пожалуй, больше денег ушло на переписку и прочую “бумажную волокиту”.

КОМПЕТЕНТНО

Валентина Путро, начальник отдела контроля по обращению с отходами Гродненского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды:

— Жизнедеятельность любого человека — это источник образования коммунальных отходов потребления. По статистике, в среднем на одного жителя нашей планеты их приходится 250—300 килограммов в год. В Законе “Об обращении с отходами” прописана обязанность физического лица обеспечить их сбор, разделение на виды и размещение в санкционированных местах, к примеру, контейнерах. Законодатель предусмотрел и меру ответственности за невыполнение данного обязательства. Штраф может составлять от 5 до 50 базовых величин.

Каждый из нас должен понимать, что неправильное обращение с отходами приносит вред и природе, и здоровью. К примеру, период разложения закопанного в землю пластика составляет около 100 лет, а при сжигании различных современных отходов, в том числе в печах, как это нередко делают сельские жители, образуются вредные вещества, которые крайне опасны для здоровья.

Если гражданин закопал или сжег такие отходы на собственном участке, это тоже расценивается как вред, причиненный природной среде. Контролирующие органы вправе привлечь его к административной ответственности.

semenova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter