Из-за чего раздули дипломатический скандал старожилы ЕС

Сор из избы

Чем ближе майские выборы в Европарламент, тем сильнее накаляются страсти в странах — участницах Европейского союза. Как по мне, поводов для столкновений мнений и интересов предостаточно. Продолжаются мучительные поиски компромисса по брекситу. Снова поднимают голову сторонники сепаратизма в Испании. В Сардинии разбушевались фермеры, требуя к себе больше внимания от властей. Во Франции не утихают протесты «желтых жилетов», а в Германии усиливается влияние ультраправых. Далек от финала миграционный кризис — за несколько лет никто так и не предложил адекватного решения проблемы. Какой‑то замкнутый круг получается. И вот теперь в него добавилось еще одно звено. Впервые со времен Второй мировой войны рассорились Париж и Рим. Да так, что в Елисейском дворце решили отозвать своего посла в Италии для консультаций.

В минувшую субботу во Франции прошли очередные, тринадцатые по счету выступления «желтых жилетов».
Фото РЕЙТЕР

Случай для ЕС совершенно уникальный. Кто бы мог подумать, что страны, которые вместе основали единую Европу, больше полувека плыли в одной лодке, да еще и в качестве рулевых, вдруг начнут прилюдно выяснять отношения. Франция обвиняет Италию в популизме и в политиканстве, когда речь идет о приеме мигрантов. Италия отвечает, что не намерена слушать уроки, которые ей дают «лицемеры, да еще с позиций морального превосходства». Вице‑премьер и глава МВД Италии (а по совместительству еще и лидер ультраправой «Лиги Севера» — чуть ниже объясню, почему это важно) Маттео Сальвини открыто возмутился тем, что власти Франции, «те самые, что так любят читать нам публично мораль о щедрости и гостеприимстве», отправили обратно в Италию более 60 тысяч мигрантов, задержанных на франко‑итальянской границе.

У проблемы с мигрантами много причин. Некоторые страны отняли у Африки и ее народов природные богатства. Франция в отличие от Италии — среди этих стран. Причем она сыграла в грабеже главную роль. Поэтому я не намерен брать уроки человечности у господина Макрона, — добавил Сальвини. 

В Париже до поры до времени предпочитали не выносить сор из избы. Мол, перегнули палку горячие итальянские хлопцы, с кем не бывает. Но чаша терпения у французов переполнилась, когда другой вице‑премьер Италии (он же глава «Движения пяти звезд») Луиджи Ди Майо наступил на самый больной мозоль для Макрона, встретившись с представителями «желтых жилетов». Французы восприняли этот ход как чистой воды провокацию, вмешательство во внутренние дела суверенного государства, и немедля отозвали своего посла из Рима.

Что же вытекает из всей этой истории? Есть мнение, что перед нами не просто политическая пикировка на уровне двух государств. Столкнулись две принципиально противоположные идеи на предмет того, какой быть единой Европе завтра. Не секрет, что на континенте набирают силу популисты и националисты. На общеевропейские выборы они пойдут единым фронтом, стало быть, обязаны выстраивать взаимодействие между собой. «Движение пяти звезд» и «Лига Севера», сформировавшие коалиционное правительство в Италии, отражают интересы евроскептиков. В этом смысле им ближе сотрудничество с темпераментным лидером французских ультраправых Марин Ле Пен. Но ведь не она победила на выборах во Франции, а евроинтегратор Эммануэль Макрон, который к тому же ориентируется на франко‑немецкий альянс. Италия в такой ситуации оказывается в положении третьего лишнего. Ни в Париже, ни в Берлине не горят желанием иметь дело с евроскептиками. Однако для третьей экономики Евросоюза скромно стоять в сторонке не комильфо. Поэтому с приближением выборов в Европарламент противоречия между ведущими членами ЕС будут только нарастать. И эти предвыборные склоки уж точно не добавят стабильности континенту. 

konon@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter