Сопутствующий диагноз

Именно  он  заставляет  больного  бросаться  с  ножом  на  врача  «скорой»

Именно  он  заставляет  больного  бросаться  с  ножом  на  врача  «скорой»

Для начала любопытный факт. Когда через два месяца после открытия первых станций скорой помощи в Москве, а было это в 1898 году, проанализировали их работу, то оказалось, что чаще всего за помощью сюда обращались люди… в состоянии алкогольного опьянения – их было 27. Намного больше, чем пострадавших от травм, ушибов, переломов конечностей. Сейчас у нас XXI век. Современный Минск — не та старая Москва, но и теперь огромное количество вызовов «скорой» осложнено сопутствующим диагнозом — алкогольное опьянение. Мало того, что люди в таком состоянии чаще получают травмы: черепно-мозговые, ушибы, вывихи, переломы, — но они же добавляют острых ощущений и в без того экстремальную работу бригад скорой помощи. И тогда работникам «скорой» приходится спасать не только жизнь пострадавшего, но и свою собственную… 

Вроде  бы  спокойный человек 

Анатолию Репяхе, врачу выездной бригады девятой подстанции скорой помощи Минска, в одно из июньских дежурств на улице милиция передала человека с разбитой головой и в состоянии алкогольного опьянения. 

«Вроде бы спокойный человек был, вполне интеллигентный, — рассказывает Анатолий Анатольевич. – Но уже в машине, когда мы сопровождали его в приемное отделение, начал скандалить, нецензурно выражаться, требовал отвезти его домой, а потом затеял со мной драку. Дракой это назвать сложно, могу за себя постоять, но везу ведь человека с разбитой головой и не могу навредить ему. То есть я пытался обезопасить себя и уберечь больного от его же действий. Вдруг почувствовал сильную боль в руке. Не доезжая до больницы, остановил машину, вызвали наряд милиции и уже вместе с ним отвезли больного в приемное отделение. А у меня в результате перелом кисти». 

Заявление в милицию врач сначала написал, а потом забрал – отпустил обидчика с миром, хотя июньское дежурство закончилось для него полуторамесячным больничным. Руку он разрабатывает до сих пор… 

«Правильный»  поступок 

Фельдшер девятой подстанции скорой помощи г. Минска Антонина Истушкина, милая, улыбчивая девушка, о которой, кстати, «Р» рассказывала накануне Дня медицинского работника, в одно из дежурств в составе бригады выехала по вызову в отделение милиции. 

Двадцатилетний парень жаловался на то, что в драке его ударили и из раны на голове идет кровь. Рядом сидела его девятнадцатилетняя спутница, тоже пьяная. Молодого человека осмотрели, признаков кровотечения не обнаружили, но все же решили госпитализировать. Доктор начала писать сопроводительные документы, а девушка в это время устроила словесную перепалку с милиционерами. Бригада в споре не участвовала, занимаясь своим делом, но девица вошла в раж, начала оскорблять уже и работников «скорой помощи». Когда документы были дописаны и пострадавшего уже собирались вести к машине, оказалось, что девушка так просто своего спутника не отпустит. Она подбежала к Антонине, ударила по голове, вцепилась в волосы. Тоня вспоминает: «Я только слышала, как доктор кричала, чтобы я стояла на месте и не дергалась. Могла ведь без волос остаться». Оттаскивали девушку от фельдшера милиционеры вчетвером. И пока Антонина в соседней комнате писала заявление, стражам порядка пришлось успокаивать еще и молодого человека, который вступился за даму сердца. 

Девушку приговорили к пяти суткам ареста. В суде она, протрезвевшая и поразмыслившая о своем поведении, сказала, что бригада не оказала помощи больному, который истекал кровью, и так, как поступила она, должен был… поступить любой нормальный человек… 

Ни  с  того  ни  с  сего 

Изольда Сытько — врач детской бригады все той же 9-й подстанции. Она очень опытный доктор, проработала в «скорой помощи» 27 лет. На одном из недавних дежурств великовозрастный больной «отблагодарил» ее за помощь… 

В конце августа бригада, в составе которой и была Изольда Ивановна, выехала на визит в вытрезвитель. Оттуда нужно было доставить мужчину с ушибленной раной лба в стационар, сопутствующий диагноз — алкогольное опьянение. Он был уже обслужен врачом медвытрезвителя, вел себя очень спокойно. Изольда Ивановна вместе с фельдшером помогла ему выйти из машины, потом сопровождала в приемное отделение, поддерживала, чтобы не упал и не получил новую травму. А в вестибюле на мужчину что-то нашло. Он размахнулся и изо всей силы ударил Изольду Ивановну по лицу. Буяна тут же начали успокаивать дежурившие милиционеры, а доктор долго приходила в себя от неожиданного удара и страшной боли. 

Изольда Ивановна написала заявление в милицию. А пока продолжает лечиться. Неделю она пробыла на больничном, только недавно вышла на работу. Зрение глаза, на который пришелся удар, упало ровно наполовину… 

Братья  без  разума 

Поздним июльским вечером кардиологическая бригада пятой подстанции выехала на визит. Повод к вызову — два брата нанюхались клея. Точный диагноз врач выездной бригады Игорь Мухин поставить не  успел… 

На улице «скорую» встретили мать и бабушка братьев. Они рассказали, что молодые люди клей нюхают не первый раз, что приезжала милиция, что братья лежат в квартире невменяемые и находиться вместе с ними они боятся. 

Вместе вошли в квартиру. Все пятеро оказались в узкой прихожей, с другой стороны которой, в дверях, стояли два молодых человека. В ответ на вопрос доктора, что случилось, один из братьев выхватил нож и бросился на врача. Удар пришелся в подключичную область грудной клетки. Повезло, что на докторе была форма, что это был высокий коренастый мужчина, а на шее у него был то ли медальон, то ли амулет. Нож соскользнул, но если бы удар был более сильным или реакция доктора была другой, то могла быть повреждена область сонной артерии… Игоря Ивановича тут же отвезли в больницу, где ему оказали необходимую помощь. 

Что заставило так среагировать братьев — непонятно. То ли галлюцинации, то ли обычная агрессия человека, находящегося в наркотическом или алкогольном опьянении. Разбирательства по этому делу еще ведутся. Один из братьев заключен под стражу. 

---------------------------

Комментарий главного врача городской станции скорой медицинской помощи Эдуарда Козырева

— Привести точную статистику таких случаев невозможно. Очень часто, если травмы, нанесенные больными, не очень серьезны, сотрудники не уходят на больничный. Врачи с большим опытом работы на «скорой» (25—30 лет) говорят, что количество подобных случаев значительно выросло за последние десять-тринадцать лет. Чтобы как-то обезопасить выездные бригады, издан приказ № 208 от 29.07.05 г. «Об организации взаимодействия ЛПУ «Городская станция медицинской помощи г. Минска и ГУВД Мингорисполкома», в соответствии с которым при возникновении угрозы жизни или здоровью членов бригады или же если поводом к вызову является криминальный характер раны, «скорую» сопровождает милиция, в экстренном случае бригада может вызвать близнаходящееся подразделение по внутренней связи. Кроме того, при возникновении угрозы жизни или здоровью членов бригады, она может прекратить оказание медицинской помощи и покинуть адрес вызова. 

Сотрудники знают приказ, у каждого есть свой личный опыт, однако невозможно наверняка знать, что ждет за дверью квартиры и как поведет себя тот или иной человек. Понятно, что наши люди будут в большей безопасности лишь при условии, что сократится количество вызовов с сопутствующим диагнозом. Но пока этого, к сожалению, не наблюдается.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter