Сопромат. Тяжелыи урок

Падающие крыши продолжают убивать людей
Падающие крыши продолжают убивать людей

Вчера в Москве спустя два года после трагедии в аквапарке «Трансвааль» вновь случилось ЧП — ранним утром в самый разгар оптовой торговли обрушилась крыша продовольственного Бауманского (официальное название — Басманный) рынка. По предварительным данным, более 50 человек погибли, свыше 30 получили ранения...

Чудом спасшиеся очевидцы рассказывают, что людей внутри двухуровневого здания в этот ранний час было уже достаточно много. Кстати, и белорусские «челноки» отовариваются на оптовых рынках Москвы, поэтому мы сразу же связались по «горячей линии» с российским МЧС. Информацией о том, что среди пострадавших продавцов и покупателей могли быть белорусские оптовики, они пока не располагают, известно лишь о гибели азербайджанцев. Что же касается причин катастрофы, то следователи разрабатывают несколько версий. По словам прокурора Москвы Анатолия Зуева, это могут быть неверное конструктивное решение проектировщика, нарушение правил эксплуатации или же снеговая нагрузка.

Как сообщает пресс–служба Президента, Александр Лукашенко в связи с происшествием на Басманном рынке в Москве, повлекшим человеческие жертвы, выразил соболезнования Президенту России Владимиру Путину, родным и близким погибших. В Беларуси с болью воспринято известие о трагедии, подчеркнул Александр Лукашенко.

Напомним, что нынешней зимой это уже четвертое обрушение кровли в Европе с драматическими последствиями:

4 декабря 2005 года 14 человек погибли после обрушения кровли бассейна «Дельфин» в городе Чусовой Пермского края.

2 января 15 человек погибли в результате падения крыши катка в германском Бад–Рейхенхалле.

28 января 66 человек стали жертвами обрушения выставочного центра в польском Катовице.


Поиски крайнего

Многие обратили уже внимание на то, что здание построенного в 1975 году Басманного рынка проектировал архитектор Нодар Канчели, который был проектировщиком кровли и обрушившегося в Ясенево «Трансвааль–парка». Кстати, в прокуратуре Москвы ему ранее предъявляли обвинение по этому делу, тогда известный в российской столице архитектор отказался признать свою вину и называл причиной обрушения купола аквапарка некое внешнее воздействие.

Вчера мэр столицы Юрий Лужков сказал, что после «Трансвааля» все здания, спроектированные Нодаром Канчели, в том числе и этот рынок, были проверены. Среди его последних работ — светопрозрачное покрытие Гостиного двора, купол храма Христа Спасителя, перекрытия подземного комплекса на Манежной площади, гостиница «Белград». Сейчас с одобрения правительства Москвы конструктор спроектировал суперсовременный спортивный центр, где опять же будет применяться его излюбленная модель беспролетного купола, подобно рухнувшей вчера крыше Бауманского рынка.


ЧП: чудовищный просчет?

Обзвонив несколько компаний, организующих шоп–туры в Москву, мы выяснили, что Басманный рынок у наших коммерческих туристов спросом не пользуется. Белорусские предприниматели отдают предпочтение Черкизовскому. Как отметили в одной из турфирм: «Ради одного человека мы на Басманный или любой другой рынок и не поехали бы, а сам турист в Москве волен идти куда угодно. Главное, чтобы вовремя вернулся к автобусу»...

О том, что предпринимается для обеспечения безопасности уже на уровне проектирования сооружений, рассказал декан архитектурного факультета БНТУ Армен Сардаров:

— Мы обязательно учитываем повышенные нормы снеговой нагрузки, направление и силу ветра, вес самих конструкций, нагрузку от оборудования будущего объекта и так далее. Добавляем к этому еще и коэффициент запаса прочности. К проекту любого общественного здания архитектор обязан представить и все технические расчеты. Вместе с чертежами они поступают на экспертизу, и только после тщательного изучения проект либо утверждается, либо отправляется на доработку. Я считаю, что в нашей стране эксперты самые строгие и требовательные. Законодательство также предусматривает уголовную ответственность за просчеты архитекторов.

Что касается московской трагедии, то надо тщательно разобраться в ее причинах. Однако в данном случае настораживает то, что печально известный «Трансвааль–парк» и здание рынка проектировал один архитектор. У нас после трагедии в Краснопольской школе были проверены все здания и эксплуатация нескольких была приостановлена. В Москве, я полагаю, после «Трансвааль–парка» первым делом должны были провести экспертизу общественных зданий.

Кроме возможных архитектурных просчетов, есть и еще одна причина московского ЧП — коммерциализация строительства: все стараются побыстрее начать эксплуатацию здания и получать прибыль. Взятые на вооружение западные технологии быстрого строительства не всегда пригодны для погодных условий России и Беларуси. Поэтому у нас, например, для несущих конструкций максимально используются отечественные стройматериалы, которые тоже проходят строгую экспертизу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter