Соответствие формы и содержания

Предварительная дата выборов в местные Советы депутатов — 14 января будущего года — была озвучена Центризбиркомом почти одновременно с известием о том, что грядущая кампания, вероятнее всего, будет проходить по новым правилам...
Предварительная дата выборов в местные Советы депутатов — 14 января будущего года — была озвучена Центризбиркомом почти одновременно с известием о том, что грядущая кампания, вероятнее всего, будет проходить по новым правилам. Поправки в избирательное законодательство уже поступили на рассмотрение в Парламент, и сейчас есть все основания полагать, что они будут одобрены депутатским корпусом на осенней сессии. Буквально на днях прошло заседание профильной комиссии Палаты представителей по госстроительству, где они обсуждались в кругу не только парламентариев, но и экспертов в области избирательного права. Мне удалось ознакомиться с этими изменениями.

Самое, пожалуй, обсуждаемое сейчас нововведение — отмена второго тура голосования на выборах в местные Советы. В настоящее время действует норма Избирательного кодекса, в соответствии с которой, чтобы стать депутатом, кандидату необходимо набрать более 50 процентов голосов избирателей. Если в первом туре такое количество голосов не набирал ни один претендент, проводился второй тур. В случае, если поправка будет одобрена в Парламенте, депутатом может быть избран тот кандидат, который получит больше голосов избирателей, чем его оппоненты. Это повысит результативность голосования, позволит проводить выборы в местные Советы более организованно и с меньшими финансовыми затратами. Но главное — избирателю не нужно будет повторно голосовать, чтобы подтвердить свой выбор.

Предложенное изменение достаточно принципиально. Но давайте разберемся, чем руководствовались его разработчики.

Во–первых, оно явно указывает на последовательную либерализацию нашего избирательного процесса. Знатоки избирательного права должны помнить, что поначалу и в первом, и во втором турах голосования у нас использовалась система абсолютного большинства. Потом мы перешли к мажоритарной системе относительного большинства во втором туре. Следующий шаг — введение мажоритарной системы относительного большинства в первом туре. Так что ничего сверхъестественного в отмене второго тура нет.

Во–вторых, уже сейчас очевидно, что такая поправка будет способствовать повышению результативности голосования. Ведь победитель будет определяться сразу. Этой точки зрения придерживаются и специалисты. Секретарь Центризбиркома Николай Лозовик, с которым мне удалось поговорить по этому поводу, добавляет, что отмена второго тура будет в немалой степени способствовать и экономии «организационных ресурсов». «Практика показала, что проведение выборов по одному отдельному округу при повторном голосовании требует гораздо больших организационных усилий, чем при проведении выборов по этому же округу во время общереспубликанской избирательной кампании, — замечает он. — В ряде случаев эти усилия оказывались недостаточными, и выборы во втором туре признавались несостоявшимися из–за низкой явки».

Другой не менее значимый момент — дополнение в действующее законодательство об ответственности (внимание!)... претендентов на выдвижение в кандидаты. У многих, я думаю, еще свежи воспоминания о прошедших президентских выборах, когда политик или его инициативная группа, еще не получив удостоверение кандидата, могла позволить себе очень многое. Например, разбросать по району не одну тысячу листовок (календариков с портретами своего выдвиженца, буклетов его предвыборной программы), провести не одну встречу с избирателями под видом сбора подписей и так далее. В ныне действующем Избирательном кодексе ответственность претендента за такие нарушения прописана не была. Только когда он получал удостоверение кандидата, тогда при наличии жалобы в избирком и могла проводиться соответствующая проверка. Но, как вы понимаете, к тому времени весь незаконный пиар сворачивался... И многие, надо сказать, очень умело пользовались этим пробелом в законодательстве во время выборов. Но, похоже, сейчас эту дыру залатают. Разработчики проекта поправок и дополнений предлагают установить ответственность за нарушение избирательного законодательства и в отношении претендента. «Если уж политик пошел на выборы, то он должен понимать, что может понести за это ответственность за нарушение избирательного законодательства на любом этапе кампании», — подчеркивает свою позицию в этом вопросе Николай Лозовик.

Что касается других поправок, то отмечу, что большинство из них не являются новыми. Во время предыдущих избирательных кампаний они уже были проверены на практике через соответствующие разъяснения Центризбиркома. Поэтому если оценивать проект в целом, то, на мой взгляд, грядущие изменения выглядят оправданными и логичными. И направлены они лишь на совершенствование избирательной системы. Белорусский Избирательный кодекс признан одним из лучших в Европе. Кардинально менять его нет смысла.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter