Сообщения пресс–службы Президента

20 июля 2006 г. одобренный Советом Республики Национального собрания Закон «О борьбе с коррупцией» подписан Президентом.
Коррупция в целом, а в органах власти — в особенности, ущемляет конституционные права и интересы граждан, подрывает демократические устои и правопорядок, дискредитирует деятельность государственного аппарата, извращает принципы законности, препятствует проведению экономических реформ. Поэтому с ней должна вестись непрекращающаяся борьба, имеющая не только правовой, но и политический характер. Искоренение предпосылок коррупционных проявлений в сфере государственного строительства является одним из приоритетов проводимой Президентом политики.

Для эффективного правового обеспечения деятельности государства в сфере борьбы с коррупцией по инициативе Президента был подготовлен и внесен им на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания проект Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией».

20 июля 2006 г. одобренный Советом Республики Национального собрания Закон «О борьбе с коррупцией» подписан Президентом.

Согласно статье 30 Закона названный законодательный акт вступит в силу через шесть месяцев после его официального опубликования.

Этот Закон — завершающее звено в созданной по инициативе Президента системе новых правовых актов, посвященных борьбе с наиболее опасными преступлениями и созданию стройной системы государственных органов, ответственных за такую деятельность.

Закон направлен на дальнейшее совершенствование антикоррупционного законодательства и основывается на практике применения норм ныне действующего Закона «О мерах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией», предписаниях европейской Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года, ратифицированной Республикой Беларусь 26 мая 2003 года (далее — Конвенция), и соответствует международной практике правового регулирования отношений, вытекающих из проявлений коррупции.

Закон предусматривает следующие наиболее важные нововведения:

1. Расширяется перечень субъектов коррупционных правонарушений (т.е. тех граждан, которые в своей деятельности могут допустить правонарушения, связанные с коррупцией).

В качестве таковых вместе с лицами, отнесенными к ним согласно законодательству (представители государственной власти, государственные служащие, являющиеся должностными лицами, и иные должностные лица), Законом определены:

члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на непрофессиональной основе;

граждане, в установленном порядке зарегистрированные в качестве кандидатов в Президенты Республики Беларусь, или депутаты;

лица, занимающие в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно–распорядительных и (или) административно–хозяйственных функций;

лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий (например, преподаватели учебных заведений, медицинские работники);

представители общественности при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, борьбе с правонарушениями, отправлению правосудия;

государственные служащие, не относящиеся в соответствии с законодательством Республики Беларусь к должностным лицам, иные лица государственного органа либо иной государственной организации, не относящиеся в соответствии с законодательством к государственным служащим, осуществляющие деятельность, связанную с непосредственным удовлетворением нужд, запросов и потребностей населения;

должностные лица иностранных государств и международных организаций (статьи 1, 3 Закона).

Это важный момент в решении правовых вопросов борьбы с коррупцией. Четко и однозначно не определив всех возможных субъектов коррупционных правонарушений, нельзя эффективно противостоять этому опасному явлению. А данные статистики свидетельствуют, что коррупция еще не до конца изжита среди работников самых различных сфер деятельности. В том числе в государственном аппарате, экономике, образовании, здравоохранении и т.д. Новые положения Закона «О борьбе с коррупцией» позволяют устранить данный пробел и обеспечить правоохранительные органы надлежащей правовой базой для осуществления борьбы с этим злом.

2. Устанавливается единая система государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией, их специальных подразделений и государственных органов и иных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией (статьи 6, 8, 9 Закона). К государственным органам, осуществляющим борьбу с коррупцией, Законом отнесены органы прокуратуры, внутренних дел и государственной безопасности.

При этом порядок создания в государственных органах, осуществляющих борьбу с коррупцией, специальных подразделений по борьбе с коррупцией согласно статье 8 Закона определяется Президентом Республики Беларусь.

3. Прокуратура определена Законом как государственный орган, ответственный за организацию борьбы с коррупцией. Четко установлен и расширен перечень ее полномочий в названной области. Прокуратура наделяется функцией координации деятельности других государственных органов, осуществляющих борьбу с коррупцией (статья 7 Закона).

Борьба с коррупцией со вступлением в силу Закона должна стать более системной, настойчивой и целенаправленной. Это возможно посредством организации более тесного взаимодействия оперативных служб органов внутренних дел, госбезопасности, пограничных войск, налоговых, таможенных органов и др. и надлежащей взыскательности к этим органам при осуществлении прокурорского надзора. Вышеназванные положения Закона о системе органов в сфере борьбы с коррупцией и роли в ней Прокуратуры позволят в целом повысить уровень профилактической, оперативной и следственной работы соответствующих государственных органов.

4. Закрепляются ограничения для членов семьи государственных должностных и приравненных к ним лиц. Данным Законом определено, что указанные члены семьи не вправе принимать имущество и услуги, в том числе приглашения в туристические, лечебно–оздоровительные и иные поездки за счет физических и юридических лиц, находящихся в служебной или иной зависимости от этого государственного должностного или приравненного к нему лица, связанной с его служебной (трудовой) деятельностью (статья 24 Закона).

Честность, порядочность государственного служащего, работника, имеющего определенные властные полномочия или полномочия, в силу которых другие граждане могут оказаться в зависимости от принимаемых решений, — одна из основ создания сильной и процветающей Беларуси. Закон преследует своей целью поставить заслон кумовству, протекционизму и мздоимству. В том числе и через установление соответствующих ограничений не только для государственных должностных и приравненных к ним лиц, но и для членов их семей.

5. Определяются составы правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений, что позволит уточнить нормы об административной и уголовной ответственности за коррупцию в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях и Уголовном кодексе Республики Беларусь (статьи 20 и 21 Закона).

Вместе с тем следует отметить, что отдельные предписания Закона в настоящее время уже реализованы в уголовном законодательстве, внесенным Главой государства (в «пакете» с законопроектом «О борьбе с коррупцией») на рассмотрение Парламента и принятым Законом Республики Беларусь от 22 июня 2003 года «О внесении дополнений и изменений в Уголовный и Уголовно–процессуальный кодексы Республики Беларусь», который ужесточил уголовную ответственность за коррупцию с учетом положений Конвенции и рассматриваемого Закона.

Вступление в силу Закона создаст надлежащие правовые основания для более предметной и целенаправленной деятельности правоохранительных и иных государственных органов по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с коррупцией.

* * *

Александр Лукашенко поздравил Председателя Государственного Совета и Совета Министров Республики Куба Фиделя Кастро с Днем национального восстания.

В поздравлении, в частности, говорится, что Беларусь высоко ценит открытый характер диалога с Кубой, с удовлетворением отмечает готовность к расширению с ней взаимовыгодного всестороннего сотрудничества и углублению межгосударственных контактов.

Александр Лукашенко выразил уверенность, что двусторонние отношения, основанные на принципах доверия и взаимного уважения, будут содействовать повышению благосостояния наших народов.

* * *

Александр Лукашенко поздравил Президента Мальдивской Республики Момуна Абдула Гайюма с национальным праздником — Днем Независимости.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter