Сообщения пресс-службы Президента

Президент 13 января подписал принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Кодекс Республики Беларусь об образовании...

Коллективу редакции газеты «Белорусская нива»


Дорогие друзья!


Сердечно поздравляю вас с 90–летием выхода в свет первого номера газеты.


У вашего издания богатая история и славные традиции. «Белорусская деревня», «Сельская газета», а позже «Белорусская нива» все эти годы рассказывала со своих страниц об успехах и проблемах сельского хозяйства, служила своеобразной трибуной для обмена профессиональным опытом, активно отстаивала интересы людей, работающих на земле.


И сегодня «Белорусская нива» уделяет приоритетное внимание вопросам внедрения современных технологий, модернизации инфраструктуры отечественного агропромышленного комплекса и повышению качества жизни сельчан.


Уверен, что и в дальнейшем газета будет верным советчиком и надежным другом тружеников села. Значительный творческий потенциал и мастерство позволят вам завоевать еще большие популярность у читателей и авторитет в журналистском сообществе.


От всей души желаю сотрудникам редакции неиссякаемого вдохновения, достижения новых творческих высот.


Крепкого вам здоровья, счастья, благополучия и читательского признания!


Президент Республики Беларусь Александр ЛУКАШЕНКО.


15 января 2011 года.


Кодекс


Президент 13 января подписал принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Кодекс Республики Беларусь об образовании.


Кодекс об образовании основывается на действующих законах («Об образовании», «О профессионально–техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)», «Об общем среднем образовании», «О высшем образовании»), Декрете Президента Республики Беларусь от 17 июля 2008 г. № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования» и направлен на комплексное и системное регулирование общественных отношений в сфере образования.


Кодекс предусматривает создание на базе сложившихся правовых институтов единого, целостного механизма правового регулирования образовательных отношений, обеспечивает систематизацию и упорядочение правовых норм, сокращение количества нормативных правовых актов в этой сфере, а также устранение иных имеющихся недостатков в регулировании образовательных отношений.


При этом нормы Кодекса обеспечивают преемственность правового регулирования образовательной сферы и не предусматривают концептуальных изменений данных отношений.


Структурно Кодекс состоит из Общей и Особенной частей, в которых последовательно и системно изложены устоявшиеся и оправдавшие себя правовые нормы, а также нормы, востребованные современным состоянием образовательных отношений.


Закреплена сложившаяся на практике система образования. Согласно Кодексу образование подразделяется на основное образование (включает уровни дошкольного, общего среднего, профессионально–технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования), дополнительное образование (дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых), специальное образование.


Документом определены субъекты образовательных отношений, к которым отнесены обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации и индивидуальные предприниматели, которым предоставлено право осуществления образовательной деятельности (в том числе названы образовательные области, где они могут осуществлять такую деятельность), установлены права и обязанности всех субъектов образовательных отношений.


Кодексом дано определение педагогических работников (профессорско–преподавательского состава) и установлены предъявляемые к ним требования. При этом предусмотрено, что педагогическую деятельность не могут осуществлять лица, лишенные права заниматься педагогической деятельностью, имеющие судимость, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными, не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, установленных законодательными актами.


Определены общие условия возникновения образовательных отношений, а также общие требования к порядку приема лиц для получения образования. При этом правила приема лиц для получения среднего специального образования, высшего образования I ступени, послевузовского образования будут утверждаться Президентом, а для получения профессионально–технического и высшего образования II ступени — Правительством.


Также установлены меры социальной защиты обучающихся, касающиеся в том числе пользования учебниками, обеспечения питанием, охраны здоровья, выплаты стипендий, обеспечения местами в общежитиях, предоставления кредита на льготных условиях для оплаты первого высшего образования, транспортного обеспечения.


Регламентированы условия и основания привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности, порядок применения мер дисциплинарного взыскания (замечание, выговор, отчисление).


Кодексом закреплены требования к организации образовательного процесса при получении каждого вида образования (требования по продолжительности учебного года и каникул, видам проводимых учебных занятий, количеству часов, отводимых на практику, наполняемости учебных групп (классов) и другие).


Определены основания для изменения и прекращения образовательных отношений, а также регламентирована процедура восстановления лиц, отчисленных из учреждений образования.


Кроме того, документом урегулирован порядок предоставления обучающимся отпусков, которые подразделяются на академический отпуск, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет и отпуск для прохождения военной службы.


Определены четкий перечень документов об образовании и об обучении, а также особенности выдачи документов об образовании особого образца (с отличием или с награждением медалью). Предусмотрен новый документ об образовании — диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре).


Также закреплены условия и порядок распределения выпускников.


Кодекс Республики Беларусь об образовании вступит в силу с 1 сентября 2011 года (с нового учебного года) и позволит завершить процесс кодификации законодательства об образовании, обеспечить более полное соответствие правовых норм современному состоянию образовательных отношений.


Соболезнование


Александр Лукашенко направил соболезнования Президенту Федеративной Республики Бразилия Дилме Руссефф в связи с многочисленными жертвами в результате наводнения и оползней.


«В Республике Беларусь с большой болью восприняли известие о многочисленных человеческих жертвах в результате наводнения и оползней, вызванных проливными тропическими дождями», — говорится в соболезновании.


Александр Лукашенко от имени белорусского народа и от себя лично передал слова поддержки и сочувствия Президенту Бразилии, родным и близким погибших, а также пожелания скорейшего выздоровления и возвращения в свои дома всем, кто пострадал от стихийного бедствия.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter