Источник: Знамя юности
Знамя юности

Соня Карпунина: верю, что все происходит не просто так

В начале марта на большой экран вышла романтическая комедия «Хочу замуж!» режиссера и сценариста Сони Карпуниной. О работе над проектом, роли чуда в нашей жизни, муже-режиссере, побывавшем в космосе, и уроках материнства Соня рассказала в интервью «Знаменке».



-Соня, как пришла идея сюжета фильма «Хочу замуж!»? Как создавалась история?

– История изначально называлась «Идеальная пара», собственно, когда проходил кастинг, идеальную пару мы и искали. Так нашли Кристи­ну Асмус и Милоша Бико­вича, которые, мне кажется, действительно потрясающе вместе смотрятся. Им веришь, когда они играют, и хочет­ся, чтобы эта пара была вместе. А началось все, когда лет пять назад мы с Климом (супруг актрисы ре­жиссер Клим Шипенко. – Прим. ред.) обсуждали, что неплохо было бы сделать классную романтическую историю. Клим рассказал, что прочитал в одной из книг Евгения Гришковца интересный сюжетный ход, как девушка, выходя из ночного клуба, взяла у незнакомца телефон, чтобы позвонить возлюбленному. И он потом начал подозревать свою девушку в любовной связи с тем парнем. У меня сразу же возникла идея обыграть это в сценарии и пригласить Евгения сняться в камео. Но как же я удивилась, когда не нашл­а такого сюжета в книгах Гришковца. Со временем я придумала нашу историю о том, что могло бы быть дальше.

– Расскажите, где проходили съемки, что было самым сложным?

– Съемки проходили в Кали­нинграде, причем, когда мы выбрали его, он еще не был центром российского туризма, как сейчас. В связи с пандемией интерес к нему вырос многократно, к началу съемок в прошлом году Калининград стал практически центром Вселенной! Биле­ты туда купить было невоз­можно, забронировать гостиницу на большую съемочную группу тоже, причем у нас были брони, но их кто-то пере­купил. Пришлось срочно искать другие варианты рассе­ления. Везде толпы турис­тов, а мы, конечно, не могли взять и перекрыть улицы для съемок. Какие-то сцены, например на набережной в Светло­горске, мы снимали в шесть утра, чтобы было минимальное коли­чество людей и не стояла толпа, глазеющая на артистов. Хоть кино у нас полу­чилось легким, светлым и жизнеутверждающим, сами съемки были очень тяжелыми. Почт­и на каждом этапе мы сталкивались с проблемами. На­пример, у нас есть сцена у фонта­на рядом с музе­ем искус­ств, я его увидела и выбра­ла еще за несколь­ко лет до начала съемо­к, когда езди­ла на выбор натуры. Фонтан должен вклю­чить­ся в определенный момен­т диало­га между героями, сцена выстроена вокруг него. И дня за три до съемок сцены выяснилось, что фонтана не будет, потому что ком­пания, которая его включает, находится в Воронеже. В итоге путем титанических усилий, переговоров с администрацией вопрос удалось решить, и нам прислали монте­ра. Но сказали, что он може­т включить фонтан только три раза, а это зна­чило, что у нас есть только три дубля. Технически это очень сложно, так как пос­ле сигнал­а «Включай!» фонтан включал­ся с задержкой в 10–15 секунд, точнее спрогно­зировать невозможно. В итоге на третий раз у нас, к счастью, все совпало, и мы сняли сцену.

На съемках фильма «Хочу замуж!»

– Какое участие в рабо­те над проектом принимал ваш супруг Клим Шипенко?

– Еще на стадии кастинга у нас с Климом возник спор, мы немножко поругались, и я сказала: «Знаешь что, давай я буду сама решать». У нас всегда возникают какие-то творческие конфликты, если только не выступаю в роли актрисы (тут я никогда не спорю, поскольку считаю, что все определяет режиссер), а когда я режиссер, а Клим – продюсер, то, конечно, мы спорим. В этот раз я ему сразу предложила: «Давай буду сама все делать, чтобы не ссориться, потому что иначе мы точно поругаемся, а я этого не хочу. И если буду ошибаться, пусть это будут мои ошибки». Ну и все, Клим мое решение принял и пото­м занялся подготовкой к съемкам «Вызова» (фильм снимался в космосе осенью 2021-го), ему тогда было вооб­ще ни до чего. В какой-то момент он прилетел в Калинин­град на мой выходной, посмотрел и одобрительно сказал: «Ну, молодцы, снимайте». Потом дал какие-то комментарии на стадии мон­тажа. Так что творчески он тут почти не участвовал, но очень поддерживал меня морально.

– Каждое кино – это своего рода история о чуде, которому есть место в жизни. А в вашей жизни происходили события, которые вы могли бы охарактеризовать как чудо?

– Да. Например, сюжет нашего фильма строится на совпадениях и случайных встречах, которые потом оказываются совсем не случайными и приводят к целой цепочке событий. Наши герои выясняют, что были сосе­дями еще в детстве, помимо этого они пересекались до того, как случайно столкнулись на улице. То есть судьба их неоднократно сталкивала, чтобы они в итог­е друг друга нашли. Я сразу понимала, что подобная история не выглядела бы правдоподобно в Москве или Питере, плюс по сюжету мы искали для съемок небольшой город с морем либо рекой. Так вот, в моей жизни было нечто похожее. Несмотря на то что Москва значительно больше Калининграда, оказалось, что в нашей с Климом судьбе до нашего знакомства были пересе­чения, что мы выяснили пото­м совершенно случайно. У Клима день рождения 16 июня, и в 2008 году в этот день Россия вышла в четвертьфинал чемпионата Европы по футболу. Все бурно отмечали, бегали с флагами. А еще в этот день у нас были съемки фильма «Одноклассники» моего мастера Сергея Соловьева. И после смены мы с Сергеем Александровичем и несколькими моими однокурсницами сидели в кафе и отмечали то ли какой-то экзамен, то ли съемки. И как-то в разговоре Клим вдруг вспомнил: «А вот я в свой день рождения, когда Россия вышла в четвертьфинал, встретил в этом же кафе твоего мастера Соловьева… Обнял его и сказал, как люблю его фильмы. И с ним там еще какие-то девочки были». Я опешила: «Да, ладно! Я с ним была». Так получилось, что мы видели друг друга, но не заметили. Это произошло за два с половиной года до нашего знакомства. И еще где-то за полгода до него я ездила в Крым снимать в «Артеке» кино с детьми. Оказывается, Клим тоже должен был ехать, но в последний день что-то ему помешало. Самое забавное, что он увидел у Равшаны Курковой мою с ней фотографию из той поездки и подумал: «Какая красивая девушка-режиссер!» И еще несколько таких моментов точно было. Мы жили в соседних домах, причем два периода нашей жизн­и. В детстве я жила на Куту­зовской, а Клим на Студенческой, и он гулял во дворе, где тусовалась наша школьная ком­пания. Вот так параллельно мы шли по жизни, пока в итоге не встретились. И у моих родителей тоже похожая история! Так что я верю, что все в жизни происходит не просто так, какие-то вещи точно предопределены, таки­е неслучайные случайности.

– Какой была ваша реакция, когда узнали, что Клим отправится снимать кино в космос? С легким сердцем его отпускали?

– Да нет, конечно! Но я узна­ла обо всем задолго до того, как эта новость стала освещаться в прессе, и у меня было время подготовиться. Сначала появилась просто некая идея снять кино в невесомости, предполагалось отправить только актрису. Но не было понимания, как это осуществить технически. Потом стало очевидно, что нуже­н хотя бы оператор-режис­сер. Так что проект рождался у меня на глазах.
С дочерью Клементиной и мужем Климом Шипенко

– Каково быть женой космонавта? Были бессонные ночи, слезы, переживания или вы умеете держать себя в руках?

– Все это было. Но что значит «держать себя в руках»? Конечно, не нужно устраивать публичных истерик, но держать в себе слезы просто вредно для здоровья, и если хочется попла­кать – нужно плакать. Быть женой настоящего космонавта, который улетает в космос на полгода-год, наверное, трудно, я вообще не люблю с Климом надолго расставаться. Пока он находился на МКС и занимался делом, я сидела дома и ждала, думала, как он там, неизвестность – это тяжело.

– А дочка была в курсе, что папа полетел в космос?

– Конечно. Клементина даже собирается в следующий раз с ним лететь, так как Клим ей объявил, что через три года полетит на Луну. Оба наших ребенка были на Байконуре и видели старт ракеты. Но Паша совсем маленький, ему на тот момент было год и четыре месяца, а Клементине уже семь, она все понимала. Надо сказать, она достаточно спокойно восприняла эту новость, с обычным детским любопытством. Видимо, потому, что у нее вооб­ще очень насыщенная жизнь, мы берем ее с собой во все поездки, командировки, на фестивали и съемки. И тут она, мне кажется, восприняла все как само собой разумеющееся: «А, ну теперь, значит, и в космос можно».

– Дочка растет творческой личностью?

– Она любит рисовать. Я пыталась приобщить ее к детскому моделингу и фешен-съемкам, но это ей показалось довольно скучным. Гораздо больше ей нравится кино и рисовать, она ходит в художественную школу и даже занимает первые места, получает грамоты. Уже снималась в кино, в финаль­ной сцене в фильме «Текст» у Клима играла дочку героини Асмус и Янковского. А в моем фильме «Хочу замуж!» она сыграла Кристину Асмус в детстве. В целом ей понравилось, но главное, о чем Клементина спросила: «Когда будут корми­ть?»

– Как Клементина себя чувствует в роли старшей сестры?

– Сначала, когда Паша только родился, у нее, конечно, была безумная ревность. Клементина переживала, как и все дети в такой ситуации. Сейчас уже дочка успокоилась, все хорошо.  

– Как изменилась жизнь с появлением детей? И как изменились вы сами?

– Перемен больше про­изошло с появлением Паши, а с рождением Клементины просто изменился сам форма­т жизни, как и у всех женщин с появлением перво­го ребенка. Пришлось полностью менять и перестраивать свою жизнь, к чему я совсем не была го­това. Моя трансформация происходила в течение нескольких лет. А с Пашей мне уже было понятно, что такое маленький ребенок, никаких иллюзий. Паша принес в мою жизнь удивительную энергию, я сразу же повзрослела лет на пять, ощутила себя взрослым человеком, матерью двоих детей. Но самый главный урок мне принес фильм «Хочу замуж!». Раньше мне казалось, что нужно все контролировать, если случилась проблема, то нужно срочно ее решить, всем звонить, на это ухо­дило много энергии. А сейчас я научилась отпускать ситуации и сохранять спокой­ствие в любых конфликтах. Понятно, что бывают проблемы, которые требуют немедленного решения, на которые нельзя забивать. Но очень часто, когда ситуации связаны с людьми и их эмоциями, их нужно однозначно отпускать. Когда ты остаешься в нейтралитете, ситуация чаще всего разрешается сама собой. А на эмоциях можно наломать дров и только усугубить проблему. Наверное, это самый большой вывод и опыт для меня как человека и личности, и я считаю его огромным достижением.

Соня Карпунина

Родилась: 3 июня 1985 года в Саратове

Образование: Московский финансово-промышленный университет, ВГИК (режиссерский факультет)

Семья: замужем за режиссером Климом Шипенко, дочь Клементина (7 лет), сын Павел (1 год 9 месяцев)

Карьера: актриса, сценарист, режиссер. Снялась в таких фильмах, как «Одноклассники», «Все просто», «Текст» и других
Лика БРАГИНА (специально для «ЗН»), фото из личного архива Сони Карпуниной и пресс-службы фильма
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter