В начале марта на большой экран вышла романтическая комедия «Хочу замуж!» режиссера и сценариста Сони Карпуниной. О работе над проектом, роли чуда в нашей жизни, муже-режиссере, побывавшем в космосе, и уроках материнства Соня рассказала в интервью «Знаменке».
-Соня, как пришла идея сюжета фильма «Хочу замуж!»? Как создавалась история?
– История изначально называлась «Идеальная пара», собственно, когда проходил кастинг, идеальную пару мы и искали. Так нашли Кристину Асмус и Милоша Биковича, которые, мне кажется, действительно потрясающе вместе смотрятся. Им веришь, когда они играют, и хочется, чтобы эта пара была вместе. А началось все, когда лет пять назад мы с Климом (супруг актрисы режиссер Клим Шипенко. – Прим. ред.) обсуждали, что неплохо было бы сделать классную романтическую историю. Клим рассказал, что прочитал в одной из книг Евгения Гришковца интересный сюжетный ход, как девушка, выходя из ночного клуба, взяла у незнакомца телефон, чтобы позвонить возлюбленному. И он потом начал подозревать свою девушку в любовной связи с тем парнем. У меня сразу же возникла идея обыграть это в сценарии и пригласить Евгения сняться в камео. Но как же я удивилась, когда не нашла такого сюжета в книгах Гришковца. Со временем я придумала нашу историю о том, что могло бы быть дальше.
– Расскажите, где проходили съемки, что было самым сложным?
– Съемки проходили в Калининграде, причем, когда мы выбрали его, он еще не был центром российского туризма, как сейчас. В связи с пандемией интерес к нему вырос многократно, к началу съемок в прошлом году Калининград стал практически центром Вселенной! Билеты туда купить было невозможно, забронировать гостиницу на большую съемочную группу тоже, причем у нас были брони, но их кто-то перекупил. Пришлось срочно искать другие варианты расселения. Везде толпы туристов, а мы, конечно, не могли взять и перекрыть улицы для съемок. Какие-то сцены, например на набережной в Светлогорске, мы снимали в шесть утра, чтобы было минимальное количество людей и не стояла толпа, глазеющая на артистов. Хоть кино у нас получилось легким, светлым и жизнеутверждающим, сами съемки были очень тяжелыми. Почти на каждом этапе мы сталкивались с проблемами. Например, у нас есть сцена у фонтана рядом с музеем искусств, я его увидела и выбрала еще за несколько лет до начала съемок, когда ездила на выбор натуры. Фонтан должен включиться в определенный момент диалога между героями, сцена выстроена вокруг него. И дня за три до съемок сцены выяснилось, что фонтана не будет, потому что компания, которая его включает, находится в Воронеже. В итоге путем титанических усилий, переговоров с администрацией вопрос удалось решить, и нам прислали монтера. Но сказали, что он может включить фонтан только три раза, а это значило, что у нас есть только три дубля. Технически это очень сложно, так как после сигнала «Включай!» фонтан включался с задержкой в 10–15 секунд, точнее спрогнозировать невозможно. В итоге на третий раз у нас, к счастью, все совпало, и мы сняли сцену.
На съемках фильма «Хочу замуж!»
– Какое участие в работе над проектом принимал ваш супруг Клим Шипенко?
– Еще на стадии кастинга у нас с Климом возник спор, мы немножко поругались, и я сказала: «Знаешь что, давай я буду сама решать». У нас всегда возникают какие-то творческие конфликты, если только не выступаю в роли актрисы (тут я никогда не спорю, поскольку считаю, что все определяет режиссер), а когда я режиссер, а Клим – продюсер, то, конечно, мы спорим. В этот раз я ему сразу предложила: «Давай буду сама все делать, чтобы не ссориться, потому что иначе мы точно поругаемся, а я этого не хочу. И если буду ошибаться, пусть это будут мои ошибки». Ну и все, Клим мое решение принял и потом занялся подготовкой к съемкам «Вызова» (фильм снимался в космосе осенью 2021-го), ему тогда было вообще ни до чего. В какой-то момент он прилетел в Калининград на мой выходной, посмотрел и одобрительно сказал: «Ну, молодцы, снимайте». Потом дал какие-то комментарии на стадии монтажа. Так что творчески он тут почти не участвовал, но очень поддерживал меня морально.
– Каждое кино – это своего рода история о чуде, которому есть место в жизни. А в вашей жизни происходили события, которые вы могли бы охарактеризовать как чудо?
– Да. Например, сюжет нашего фильма строится на совпадениях и случайных встречах, которые потом оказываются совсем не случайными и приводят к целой цепочке событий. Наши герои выясняют, что были соседями еще в детстве, помимо этого они пересекались до того, как случайно столкнулись на улице. То есть судьба их неоднократно сталкивала, чтобы они в итоге друг друга нашли. Я сразу понимала, что подобная история не выглядела бы правдоподобно в Москве или Питере, плюс по сюжету мы искали для съемок небольшой город с морем либо рекой. Так вот, в моей жизни было нечто похожее. Несмотря на то что Москва значительно больше Калининграда, оказалось, что в нашей с Климом судьбе до нашего знакомства были пересечения, что мы выяснили потом совершенно случайно. У Клима день рождения 16 июня, и в 2008 году в этот день Россия вышла в четвертьфинал чемпионата Европы по футболу. Все бурно отмечали, бегали с флагами. А еще в этот день у нас были съемки фильма «Одноклассники» моего мастера Сергея Соловьева. И после смены мы с Сергеем Александровичем и несколькими моими однокурсницами сидели в кафе и отмечали то ли какой-то экзамен, то ли съемки. И как-то в разговоре Клим вдруг вспомнил: «А вот я в свой день рождения, когда Россия вышла в четвертьфинал, встретил в этом же кафе твоего мастера Соловьева… Обнял его и сказал, как люблю его фильмы. И с ним там еще какие-то девочки были». Я опешила: «Да, ладно! Я с ним была». Так получилось, что мы видели друг друга, но не заметили. Это произошло за два с половиной года до нашего знакомства. И еще где-то за полгода до него я ездила в Крым снимать в «Артеке» кино с детьми. Оказывается, Клим тоже должен был ехать, но в последний день что-то ему помешало. Самое забавное, что он увидел у Равшаны Курковой мою с ней фотографию из той поездки и подумал: «Какая красивая девушка-режиссер!» И еще несколько таких моментов точно было. Мы жили в соседних домах, причем два периода нашей жизни. В детстве я жила на Кутузовской, а Клим на Студенческой, и он гулял во дворе, где тусовалась наша школьная компания. Вот так параллельно мы шли по жизни, пока в итоге не встретились. И у моих родителей тоже похожая история! Так что я верю, что все в жизни происходит не просто так, какие-то вещи точно предопределены, такие неслучайные случайности.
– Какой была ваша реакция, когда узнали, что Клим отправится снимать кино в космос? С легким сердцем его отпускали?
– Да нет, конечно! Но я узнала обо всем задолго до того, как эта новость стала освещаться в прессе, и у меня было время подготовиться. Сначала появилась просто некая идея снять кино в невесомости, предполагалось отправить только актрису. Но не было понимания, как это осуществить технически. Потом стало очевидно, что нужен хотя бы оператор-режиссер. Так что проект рождался у меня на глазах.
– Каково быть женой космонавта? Были бессонные ночи, слезы, переживания или вы умеете держать себя в руках?
– Все это было. Но что значит «держать себя в руках»? Конечно, не нужно устраивать публичных истерик, но держать в себе слезы просто вредно для здоровья, и если хочется поплакать – нужно плакать. Быть женой настоящего космонавта, который улетает в космос на полгода-год, наверное, трудно, я вообще не люблю с Климом надолго расставаться. Пока он находился на МКС и занимался делом, я сидела дома и ждала, думала, как он там, неизвестность – это тяжело.
– А дочка была в курсе, что папа полетел в космос?
– Конечно. Клементина даже собирается в следующий раз с ним лететь, так как Клим ей объявил, что через три года полетит на Луну. Оба наших ребенка были на Байконуре и видели старт ракеты. Но Паша совсем маленький, ему на тот момент было год и четыре месяца, а Клементине уже семь, она все понимала. Надо сказать, она достаточно спокойно восприняла эту новость, с обычным детским любопытством. Видимо, потому, что у нее вообще очень насыщенная жизнь, мы берем ее с собой во все поездки, командировки, на фестивали и съемки. И тут она, мне кажется, восприняла все как само собой разумеющееся: «А, ну теперь, значит, и в космос можно».
– Дочка растет творческой личностью?
– Она любит рисовать. Я пыталась приобщить ее к детскому моделингу и фешен-съемкам, но это ей показалось довольно скучным. Гораздо больше ей нравится кино и рисовать, она ходит в художественную школу и даже занимает первые места, получает грамоты. Уже снималась в кино, в финальной сцене в фильме «Текст» у Клима играла дочку героини Асмус и Янковского. А в моем фильме «Хочу замуж!» она сыграла Кристину Асмус в детстве. В целом ей понравилось, но главное, о чем Клементина спросила: «Когда будут кормить?»
– Как Клементина себя чувствует в роли старшей сестры?
– Сначала, когда Паша только родился, у нее, конечно, была безумная ревность. Клементина переживала, как и все дети в такой ситуации. Сейчас уже дочка успокоилась, все хорошо.
– Как изменилась жизнь с появлением детей? И как изменились вы сами?
– Перемен больше произошло с появлением Паши, а с рождением Клементины просто изменился сам формат жизни, как и у всех женщин с появлением первого ребенка. Пришлось полностью менять и перестраивать свою жизнь, к чему я совсем не была готова. Моя трансформация происходила в течение нескольких лет. А с Пашей мне уже было понятно, что такое маленький ребенок, никаких иллюзий. Паша принес в мою жизнь удивительную энергию, я сразу же повзрослела лет на пять, ощутила себя взрослым человеком, матерью двоих детей. Но самый главный урок мне принес фильм «Хочу замуж!». Раньше мне казалось, что нужно все контролировать, если случилась проблема, то нужно срочно ее решить, всем звонить, на это уходило много энергии. А сейчас я научилась отпускать ситуации и сохранять спокойствие в любых конфликтах. Понятно, что бывают проблемы, которые требуют немедленного решения, на которые нельзя забивать. Но очень часто, когда ситуации связаны с людьми и их эмоциями, их нужно однозначно отпускать. Когда ты остаешься в нейтралитете, ситуация чаще всего разрешается сама собой. А на эмоциях можно наломать дров и только усугубить проблему. Наверное, это самый большой вывод и опыт для меня как человека и личности, и я считаю его огромным достижением.
Соня КарпунинаЛика БРАГИНА (специально для «ЗН»), фото из личного архива Сони Карпуниной и пресс-службы фильма
Родилась: 3 июня 1985 года в Саратове
Образование: Московский финансово-промышленный университет, ВГИК (режиссерский факультет)
Семья: замужем за режиссером Климом Шипенко, дочь Клементина (7 лет), сын Павел (1 год 9 месяцев)
Карьера: актриса, сценарист, режиссер. Снялась в таких фильмах, как «Одноклассники», «Все просто», «Текст» и других