Главный дирижер капеллы "Сонорус" Александр Хумала - о премии "Человек года Минщины" и проблемах музыкальной культуры

«Сонорус»: музыка для меломанов и не только

Главный дирижер Александр Хумала вместе с музыкальной капеллой «Сонорус» уже шестой год. За это время капелла получила звание заслуженного коллектива Беларуси и успела прославиться множеством необычных концертов. За редкостями и жемчужинами белорусской и зарубежной музыки однозначно сюда. А художественный руководитель «Соноруса» недавно стал «Человеком года Минщины» за 2017 год в сфере культуры — с точки зрения поклонников творческого коллектива, более чем заслуженно.


— «Человек года» — почетное звание, которого удостаиваются лучшие из лучших.

— Мне кажется, что мы вместе с «Сонорусом» и конкретно за 2017–й, и в целом за 5 лет нашей совместной работы сделали довольно много интересных программ. Радостно, что на это обратили внимание, и, конечно, чисто по–человечески приятно. Я хочу поблагодарить и руководство Минской области, и своих музыкантов, потому что один в поле не воин, особенно когда речь идет о дирижере. Чтобы дирижер профессионально состоялся, у него должен быть коллектив — оркестр, хор, ансамбль. Мне кажется, мы нашли свою нишу и благодаря пониманию наших руководителей можем делать какие–то экспериментальные вещи — те, которые больше никто не делает.

— Музыка для гурманов?

— И для гурманов, и для тех, кто, живя в современном обществе, готов услышать нечто новое, чего, возможно, никогда не слышал. Меня, честно говоря, поражает, если рассуждают об увиденном в театре или о новых книгах, а зайди речь о музыке, говорят: «Ой, нет, я не меломан». Человек должен развиваться всесторонне. Странно, когда могут что–то умное сказать, например, о живописи, но не знают ничего о развитии музыкального искусства, о синтезе жанров, о каких–то новых тенденциях или старых, но по–новому преломляющихся сегодня. С музыкальной капеллой «Сонорус» мы делаем много нестандартных концертов: например, в этом году были «Лунный Пьеро» Арнольда Шенберга, программы, посвященные Холокосту и дому Романовых (тогда мы впервые исполнили ораторию «Пять ангелов» московского композитора Павла Карманова, музыка гениальная). Или на фестивале «Кинемо» озвучиваем немые фильмы в кинотеатре «Москва».

— Чего не хватает, на ваш взгляд, сегодняшней белорусской музыкальной культуре?

— Думаю, у нас нет каких–то принципиальных различий с другими европейскими странами, везде можно наблюдать одно: мы живем в обществе потребления, где отношения между людьми нередко складываются на основе купи–продай. Обязательно должен быть какой–то продукт, который можно взять в руки и запросить за него какую–то цену. И в этих рыночных отношениях музыка и культура, искусство в целом обесцениваются, потому что часто их потрогать нельзя. В особенности музыку, потому что она неуловима.

— Что–то в духе: «Сколько стоит метр вашей живописи»?

— Нечто вроде. Мне кажется, главная проблема нашего музыкального сообщества в том, что оно пытается усладить публику. Условно говоря: вот вам Бетховен, Моцарт, вот прекрасная опера, мелодия какая красивая, даром что по сюжету люди мрут как мухи. Сегодня сходить на концерт — значит хорошо провести время. Как в кино сходить, в бассейн, в торговый центр. А ведь искусство, и в частности музыка, в глобальном масштабе, наоборот, должно заставлять думать о каких–то конфликтных вещах. Задавать вопросы, будить слушателя — а не усыплять пением сирен и топить потом.

— А слушатель пришел отдохнуть, и не хочет он никакого катарсиса...

— Его еще нужно заинтересовать, чтобы он посмотрел на афишу, потом купил билет, затем чтобы дошел до концертного зала... Понятно, что все мы сейчас должны зарабатывать, продавать билеты. У «Соноруса» есть проекты, квитки на которые продаются полностью, — за счет них мы, собственно, и живем. Но, по счастью, наш директор понимает, что экспериментальные, сложные вещи тоже нужно делать. А они довольно затратные, на самом деле. Но если хоть один человек поймет и проникнется, это и будет то, ради чего мы все тяжело работали и ради чего композитор написал произведение.

— У вас всегда много зарубежных проектов. Не похвастаетесь, чем заняты сейчас?

— Я стал стажером у Владимира Спивакова, в Национальном филармоническом оркестре России, прошел туда по конкурсу. Периодически приезжаю к нему в Москву на репетиции. У человека такого масштаба минуты свободной нет, кругом его помощники, директора, телефон разрывается, а он, представьте, меня расспрашивает, вникает в мои дела. Так что для меня это большое счастье, и 26 мая у меня состоялся первый концерт в Московской филармонии, в концертном зале 

им. Чайковского. Помимо этого, много и других зарубежных концертов — в основном в Польше, с Национальным симфоническим оркестром Польского радио, где я приглашенный дирижер. Недавно с проектом «Кинемо» ездили в Украину — это первый такой выезд, очень интересный опыт. Словом, работаю!

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter