Сонечка–душа

Так называли бойцы одну из самых выдающихся на планете сестер милосердия
Так называли бойцы одну из самых выдающихся на планете сестер милосердия

В Беларуси таких, как гомельчанка Софья Васильевна Голухова, за всю историю было шестеро. Здравствующих ныне лауреатов медали Флоренс Найтингейл, которой Всемирная федерация Красного Креста удостаивает самых выдающихся сестер милосердия, осталось двое. А потому в свой 85–й день рождения Софья Васильевна принимала не таблетки и микстуры, сообразно возрасту, а поздравительные телеграммы и гостей из разных городов страны.

...На старенькой фотографии Софья Голухова — чудо как хороша. Бери и покоряй кинематограф, но она выбрала большее — помогать другим, оставаясь в их сердцах. Софья Васильевна, и сегодня легкая на воспоминания, говорит, что в сестры милосердия подалась из... милосердия: «Ничего не могла с собой поделать. Вижу страдающего человека, сердце сжимается. А как по–другому помогать, если не в лечебнице? Вот и пошла по врачеванию».

До войны сельская барышня из деревни Уваровичи под Гомелем успела окончить медицинское училище. 22 июня 1941–го ей еще не было 20. В тот же день Голуховой принесли повестку на фронт. Группу медработников ждали в приграничье. Но поезд, которым добирались, разбомбили под Борисовом, и оттуда к Минску новобранцы шли пешком, по пути подбирая раненых и переправляя их в тыловые лазареты. Потом был санитарный пароход «Клим Ворошилов», перевозивший раненых по Волге, и 134–я стрелковая дивизия, а в ней 235–й отдельный медико–санитарный батальон на Калининском фронте. Так что свою первую практику Софья Васильевна проходила не в белоснежных палатах, а в полевых палатках, между автоматными очередями, разрывами бомб и реками крови. Говорит, на войне училась всему. И медицинскому ремеслу, и психологической науке. Здесь же усвоила раз и навсегда: чудеса творят не лекарства, а сострадание. Один случай Софья Васильевна запомнила на всю жизнь. На пароход привезли совсем мальчишку, здесь же ему ампутировали ногу. Пока шли по Волге к «большой земле», он все пытался дотянуться до окошка. Мол, посмотреть хочу. Во время дежурства Софьи Васильевны добрался–таки до окна, и только она не позволила ему оказаться в реке. Поговорили по душам и решили — жить!

Последним военным годом для нее стал 1942–й. На Калининском фронте под городом Белый (ныне Тульская область) «развернулась» настоящая мясорубка. За два дня худенькая девчушка, которую в батальоне звали нежно — Сонечка–душа, вынесла с поля боя 40 раненых. А на третий день — выносили ее, с тяжелыми ранениями обеих рук и ноги. Почти год лечилась в Москве и Ташкенте. Ампутация руки и отправка домой в Буда–Кошелевский район с первой группой инвалидности — таков исход. Только по законам военного времени первую группу очень скоро исправили на вторую. «Медработник среднего звена может работать и с одной рукой», — заключила комиссия. И Софья Васильевна, к собственной радости, вернулась в милосердницы — сначала заведовала местным фельдшерско–акушерским пунктом, а с 1948 года и до пенсии работала старшей медсестрой Любовинской участковой больницы, куда и в жару, и в стужу ходила за четыре километра. Сейчас смеется: «Этот ежедневный марш–бросок на работу и дал мне силы дожить до такого солидного юбилея». Больницы уже нет, но Софью Голухову в здешних местах помнят до сих пор. Сохранился журнал, исписанный благодарностями–посвящениями «самой милосердной сестре района».

...А в 1975 году о медсестре Голуховой, тогда уже пенсионерке, и мир узнал. За те страшные два дня под городом Белый она была удостоена международной награды за мужество и милосердие, которые пронесла сквозь годы, — медали Флоренс Найтингейл. К слову, об этом событии Софья Васильевна узнала... на улице: «Помню, вышла по делам. А тут меня давай односельчане поздравлять. Оказывается, утром по союзному радио передали новость о награждении. Честно сказать, для меня это было большой неожиданностью. Ведь я ничего особого не делала. Уже на следующий день принесли телеграмму из Москвы, а спустя время медаль мне вручил председатель белорусской организации Красного Креста. Знаете, она — именная и очень мне дорога».

Те, кто хорошо знаком с Софьей Васильевной, говорят, что время изменило ее лишь внешне. А вот сердце и душа остались такими же — легкоотзывчивыми на чужую боль. Правда, помогать другим, как раньше, она не в силах. Сама нуждается в заботе. Но, по отзывам близких людей, как была сестрой милосердия, так и осталась в свои 85. С той лишь разницей, что сейчас врачует теплым словом и мудрым советом.

Автор благодарит работников Гомельской областной организации Белорусского общества Красного Креста за помощь в подготовке материала.

Фото автора.

На снимке: Софья Васильевна Голухова и в свои 85 лет остается сестрой милосердия.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter