Болезнь Паркинсона имеет свойство надевать маску депрессии и последствий инсульта?

Сон в руку Паркинсона

Фото  Павла  ЧУЙКО

Хотя специфический дрожательный паралич сэр Джеймс Паркинсон описал в своем эссе более двухсот лет назад, долгие годы болезнь для науки — крепкий орешек. Ученые все ближе подбираются к самому его ядру, уже четко зная, где возникает недуг, как держать его под контролем и даже каким образом увидеть в зародыше, а ребусы по–прежнему приходится решать. Ведь болезнь Паркинсона имеет свойство надевать маску депрессии и последствий инсульта, артрита и бурсита, остеохондроза и ЛОР–патологии, слабоумия и истерии. «А еще маскироваться под различные расстройства сна!» — с недавних пор считают неврологи. В канун Всемирного дня борьбы с болезнью Паркинсона заведующий кафедрой неврологии и нейрохирургии БелМАПО доктор медицинских наук, профессор Владимир ПОНОМАРЕВ приоткрыл для читателей «СБ» завесу над очередной загадкой.

С древних времен сон как физиологическое явление и сам считался большой головоломкой. Мистической, колдовской. Дворцовые маги, толкующие сновидения, входили в ближайшее окружение королевских особ, рискуя лишиться головы за сбывшиеся «вещие» сны или же быть осыпанными всевозможными милостями. Люди, ходившие и говорившие во время сна, в Средние века вообще считались особой кастой... Проблемы «коммуникаций с Морфеем» давно замечены и при паркинсонизме. Но раньше они расценивались лишь как его спутники, исследования же последних лет показывают: это один из самых частых симптомов (сон от 60 до 98% больных нельзя назвать нормальным), более того — порой настоящий предвестник болезни на ее первых двух стадиях из шести. Регулярно клюете носом днем, вдруг приобрели «синдром беспокойных ног» во время засыпания? Может, это следствие стрессов, личных проблем, но совсем не исключено, что в течение 10 лет на таком вот вроде бы невинном фоне расцветут классические приметы — замедлятся движения, повысится мышечный тонус, даст сбой мелкая моторика, возникнет тремор в покое. Почему? «Проблема многофакторная и не до конца изученная, — признает Владимир Владимирович. — Причина собственно болезни Паркинсона в том, что гибнут нейроны черной субстанции — подкоркового образования головного мозга, — переставая производить нейромедиатор дофамин, который отвечает за двигательную активность и играет свою роль в регуляции цикла сон — бодрствование. Возможно, эти клетки снижают выработку и других важных для сна нейромедиаторов — в частности, мелатонина и ацетилхолина». Как бы то ни было, есть целых 3 группы признаков, которые должны насторожить и вас, и вашего невролога.



Вы начали спать меньше и уже не чувствуете потом прежнего прилива сил? По–научному это инсомния. Половина страдающих паркинсонизмом из–за нее вынуждены принимать снотворное, а их родственники — спать подле сверхчутким сном. Ведь больной может «бояться постели», паниковать, что заснуть не удастся, а едва погрузившись в объятия Морфея, просыпаться из–за малейшего звука, неприятной мысли либо вовсе считать свою тревожную дрему мучительным бодрствованием. За ночь он пробуждается по многу раз, после чего уже не способен уснуть, просит родных помочь перевернуться с боку на бок. А просыпается чуть свет разбитый и вялый. Неудивительно, что инсомнии обычно сопутствуют невозможность получения наслаждения, апатия, тревога и депрессия.

Вы стали во сне «откалывать номера» — ходить, говорить, вздрагивать, стонать, вас посещают кошмары? Это уже парасомния. Нарушения поведения в так называемой REM–фазе (от англ. rapid eye movement) — когда мозг очень активен, а глазные яблоки быстро двигаются со всевозрастающей амплитудой — вообще считаются главной диагностической особенностью ранней стадии болезни Паркинсона. Увы, каждый седьмой пациент страдает лунатизмом, наутро совершенно ничего не помня. А говорить во сне такие больные могут, характерно скрежеща зубами.


Днем постоянно клонит в сон, и вы неожиданно погружаетесь в дрему на 2 — 15 минут, даже сидя или стоя, во время приема пищи или разговора? Речь о гиперсомнии. Порой она возникает из–за плохого ночного отдыха или приема некоторых медикаментов (анксиолитики, антидепрессанты), но может быть и самостоятельным симптомом болезни Паркинсона. Уже доказана прямая связь между гиперсомнией и более тяжелым течением заболевания, с быстрым спадом познавательных способностей у пациента.


КСТАТИ

Таинство сна не раз становилось темой художественных произведений. И хотя никто не возьмется точно ставить диагноз по картине или литературному отрывку, Владимир Пономарев считает, что, подключив фантазию, вполне можно заподозрить проблему нарушения сна при паркинсонизме у... Дон Кихота. Ведь Сервантес в своем бессмертном произведении представил целое поле для обоснованных догадок. Вспомним хотя бы такой эпизод. Герои располагаются на ночлег в постоялом дворе. Ночью в чулане, где отдыхал рыцарь, «поднялся превеликий шум и послышались крики Дон Кихота: ни с места, вор, разбойник и трус! Теперь ты в моих руках и твой ятаган тебе не поможет. При этом он, видимо, что было мочи ударил мечом по стене...» Глазам сбежавшихся постояльцев «явился Дон Кихот в самом удивительном наряде, какой только можно представить. Был он в одной сорочке, столь короткой, что она едва прикрывала ляжки, а сзади была еще на шесть пальцев короче; его худые волосатые ноги были далеко не первой чистоты; на голове у него был красный засаленный ночной колпак, принадлежавший хозяину; на левую руку он намотал одеяло в виде щита, а в правой — держал обнаженный меч, коим он тыкал во все стороны, произнося при этом такие слова, если б он точно сражался с великаном... Полагая, что он наносит удары мечом, он пропорол подвешенные к потолку бурдюки, так что весь пол в чулане был залит красным вином...» Самое удивительное, что Дон Кихот по–прежнему спал и ему снилось, что он все еще сражается с кем–то. Не пробудили его даже тумаки разозленного хозяина — в чувства вернул только опрокинутый на голову большой котел холодной воды. «Любой практикующий невролог тут опознает парасомнию!» — уверен профессор Пономарев.

Цифры «СБ»

Болезнь Паркинсона грозит одному из 250 человек старше 40 лет и каждому сотому из тех, кому за 65. 100 тысяч белорусов страдают синдромом паркинсонизма.

Будьте в курсе

Болезнь подталкивают стресс, нерациональное, с повышенным содержанием «плохих» жиров питание, сердечно–сосудистые заболевания, сахарный диабет.

Можно определить предрасположенность к болезни Паркинсона, сделав транскраниальную сонографию — ультразвуковое исследование черной субстанции через височное окно в черепе. В норме черная субстанция датчику вообще не видна, а у 95% больных с паркинсонизмом «объект» настолько ярок, что его на снимке можно буквально маркером обвести. Это знак: самой субстанции уже либо мало, либо вообще нет, пространство захватывают аномальные белки, которые нужную организму функцию не выполняют.

Старт болезни приходится на 52 — 53 года. У каждого десятого она поднимает голову до 40 лет или вообще до 20. Причины — употребление наркотиков, травмы, наследственность. Но в целом омоложение связано с тем, что молодеют и провоцирующие болезнь недуги — гипертония, инфаркт миокарда и т.д.

В прошлом осталась «эра циклодола» — крайне токсического средства. Сейчас в распоряжении врачей 6 групп препаратов, подобрать комбинацию, чтобы справиться с любым проявлением паркинсонизма, можно однозначно. Если же пустить процесс на самотек, то в среднем через 10 лет человек будет прикован к постели. Однако прием заместительной терапии должен быть пожизненным, дважды в год необходимо лечение нейропротекторами — в условиях поликлиники, дневного стационара, санатория, есть возможность — и дома.

На первых стадиях болезнь Паркинсона можно заподозрить также по ухудшению обоняния, депрессии, возникшим неожиданно проблемам с вниманием и памятью, повышенному слюнотечению, хроническим запорам, сальности кожи.

gabasova@sb.by

Советская Белоруссия № 67 (24949). Вторник, 12 апреля 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter