Грозит ли человечеству эпидемия недосыпания?

Сон в руку

Одним из героев уходящей недели стал профессор Мэтью Уолкер, директор Центра изучения сна в Калифорнийском университете Беркли, заявивший о катастрофической эпидемии недосыпания, грозящей человечеству. Причем не только развитием всевозможных болезней, от рака до деменции, но и преждевременной смертью. «8 часов сна в сутки!» — заявляет доктор Уолкер и советует всем придерживаться этого золотого правила. Оно бы и хотелось, вздыхает один из участников сегодняшнего спора, да где взять время с нашим бешеным ритмом жизни, вечными стрессами и мелкими страстишками? Другой же и в ус не дует: «Ха! Переживать из-за очередной псевдотеории? Изысканий «британских ученых»? Организм сам подскажет, что когда и сколько ему нужно!» А вы, уважаемые читатели, видите в этом проблему? Сон вам — враг или друг? Поделитесь своим рецептом на www.sb.by.


В ожидании Морфея
Людмила ГАБАСОВА

Знаешь, Роман, я и без всякого доктора Уолкера давно замечаю эту проблему. А тебя разве не пугает, что при каждом удобном случае наши дети кимарят? В выходной мой сын может проспать до 14.00 (рекорд — вообще до 17.00!), дочка обязательно укладывается после школы — попробуй растолкать. У подруг та же ситуация: зашторенные окна, ходьба на цыпочках, разговоры с мужем шепотом — ребенок отдыхает! Вымотался. Устал. В школе–институте много задают. А тут еще кружки–секции. Домашние дела. Как успеть все переделать и согласно рекомендациям медиков упасть в объятия Морфея аккурат к 21.00 — 22.00? Да никак. Я и первоклассников–то таких мало знаю...

Но я, конечно, не настолько наивна, чтобы списывать все на домашние задания. Неоднократно и с боем вырывала поздним вечером у детей из рук смартфоны–планшеты и отключала онлайн–трансляции. Да, гаджетомания, сетевые игры и модные сериалы тоже затягивают период бодрствования. Более того, способствуют бессоннице. Оттого–то страдающим ей и советуют в экран перед сном не смотреть — лучше взяться за старую добрую книжку, пресловутых овец посчитать. Хотя вот я смотрю на дочкин жизненный график с этими бесконечными проектами, презентациями, рабочими тетрадями и, увы, все еще отупляющими даже взрослого учебниками — и внутренне соглашаюсь: она заслужила хоть полчаса того, что ей действительно интересно. И у нас, заметь, с гаджетами в семье строго: в будни — час пользования, в выходные–праздники — полтора. Но все равно сна не хватает! Как, вижу, и многим другим. Загляни в салоны утреннего общественного транспорта: кто может, тот дремлет. А мода на офисные подушки тебе не кажется симптоматичной? Пару моих приятелей из числа менеджеров среднего звена уже и одеяла на работу притащили. И на законных основаниях спят в обеденный перерыв. А что? Неужели не правы испанцы со своей сиестой или японцы с традиционной инэмури (практикой дневного сна где придется)? 20 — 45 минут (только не больше), не раз доказано, и сил потом прибавляют, и память подстегивают, и для сердца, особенно мужского, хороши. Только где ж его взять, это время, абсолютному большинству из нас и отдельный рабочий кабинет?

Подружка–программистка не первый месяц живет по такой схеме: работа — с 9.00 до 20.00, ужин на скорую руку с семьей, а с 22.00 — снова дистанционная работа часов этак до двух ночи. Как шутит ее сын, «мама работает уже на рефлексах». Какой фитнес, поход в гости, просто кино? Сдаются один за другим выгодные для компании проекты! Недавно она не узнала меня на улице... Роман, мне за подружку страшно. Собираюсь вот принудительно ознакомить ее с данными доктора Уолкера, также других поддерживающих его теорию ученых. Скажем, о том, что недостаток сна повышает риск скопления в мозге специфического белка, а это — прямая дорожка к болезни Альцгеймера, которой страдали Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер, спавшие считаные часы в сутки. Или что количество в организме клеток–киллеров, безостановочно уничтожающих взбесившиеся раковые, падает на 70%, если организму дали всего 4 — 5 часов отдыха. Что короткий сон может аукнуться ожирением, нервным расстройством, инсультом, инфарктом и диабетом. Кстати, тебе не приходило в голову, что эти бичи современности — своего рода расплата человечества за конфронтацию с природой, нежелание спать столько, сколько положено? Куда мы несемся, сбивая копыта, зачем заглатываем такой ворох информации? Может, пора уж притормозить, помедлить, а то сам знаешь, что случается с загнанными лошадями.

Проблема, друг мой, еще и в том, что даже если время и есть — сон ко многим приходить не спешит. Или приходит, но рваный, поверхностный, мутный, с кошмарами и видениями по поводу вчерашнего дня. Какое уж тут обновление организма! Еще 10 лет назад доктор психологии Дэвид Льюис назвал одну из главных причин — тотальное ощущение беззащитности человека перед жестокостью современного мира. Ведь самое серьезное беспокойство вызывают почему–то те обстоятельства, на которые люди никак не могут повлиять, и поэтому изводят себя до полного бессилия. Представляю, скольких лишила сна политическая жизнь планеты за последние 7 — 10 лет... В общем, нам предрекают, что бессонница вскоре станет массовым нервным расстройством. Если мы не научимся отключаться от информационного фона, радоваться малому, смотреть на все философски. Если желание полноценно отдохнуть по–прежнему будет считаться признаком лени. Если сон так и останется тем пунктом в программе, на котором легче всего сэкономить. В сущности, об этом предупреждает доктор Уолкер, который сам, между прочим, начал спать по 8 часов, после того как занялся углубленным изучением вопроса. И нам, Роман, тоже не помешает активнее взбивать на ночь глядя свои подушки.

gabasova@sb.by


Хватит дрыхнуть!

Роман РУДЬ
Мне даже трудно предположить, Людмила, на кого работает профессор, заявивший об эпидемии недосыпания. В отличие от большого числа невежественных политиков и торговцев, вовсю трубящих о вреде продуктов с ГМО в интересах «зеленого лобби», изучатель нашего сна, видимо, трудится сам на себя. То есть никому не дает забыть о себе любимом. Поэтому выдает на–гора теории пострашнее, чтобы увеличить свой вес хотя бы в калифорнийском научном мире. Я не вижу другой подоплеки в очередной истерии о новой опасности, нависшей над человечеством. Американцев тоже нетрудно понять: им нужно шоу, желательно пострашнее, да еще с практической выгодой. Поэтому они сейчас будут подсовывать статьи об исследовании Уолкера своим работодателям, чтобы на часок–другой пораньше сбежать с работы: ну как же, смотрите, такое светило советует спать подольше... Поэтому мы бежим баиньки!

В общем, с ними все ясно. Теория рассчитана на тех самых людей, которые безоглядно верят в байки про какой–нибудь смертельный конголезский насморк или захват мира инопланетянами. Но ты–то, умный человек, почему поддерживаешь очевидную страшилку из мира псевдонауки? Может быть, от недостатка информации? Так я тебя просвещу.

Профессор Уолкер всего за год сделал свое «ужасное открытие» о вреде недосыпания. На него трудилась некая команда исследователей, которая явно получала неплохое финансирование. Теперь потраченные деньги надо оправдать... Но особенно интересно другое: задолго до профессора его коллеги из конкурирущего университета, также калифорнийского, только не в Беркли, а в Сан–Диего... целых четырнадцать лет изучали проблему продолжительности сна! В течение этого времени ученые проверяли пульс людей во сне и в период активности. В эксперименте (его итоги были оглашены в 2012 году) приняли участие 450 добровольцев в возрасте 50 — 81 года. Выяснилось, что люди, спавшие менее 5 часов, страдали от повышенного артериального давления. Они выглядели усталыми и много ели. Но те, кто валялся в постели более 6 часов, становились равнодушными, апатичными — и в то же время агрессивными. Почти все участники опыта жаловались на частые головные боли. Эти симптомы отсутствовали у людей, спавших 5 — 6 часов в сутки! Таким образом, еще пять лет назад было определено оптимальное время продолжительности сна. А нынешнее открытие о якобы страшной эпидемии — на руку только лентяям и лежебокам.

Хватит почивать! Ты говоришь о нехватке времени на сон, а я утверждаю, что сон отбирает время на жизнь. Люда, содрогнись! Если послушаться профессора Уолкера и давить подушку 8 часов в сутки, то мы треть жизни проведем в малоподвижном, почти вегетативном состоянии, вне реальности. Не напишем новых статей, не уделим внимания самообразованию, да и от полезной физической активности будем страшно далеки. Чем это лучше позорного эскапизма путем погружения в виртуальный мир, который ругают на все лады? Чем лучше гиподинамии, которую так же клянут? Людмила, вдумайся в цифру два. Если в течение года спать всего на два часа меньше привычного времени (например, 6 часов вместо 8), то за 365 дней мы подарим себе ровно 30 суток бодрствования — целый дополнительный месяц активности, которого нет в календаре.

Распорядиться этим роскошным подарком можно по–разному. Кто–то ложится в 23 часа и встает в 5 утра, чтобы успеть сделать массу полезных для здоровья дел — совершить пробежку или поплавать (кстати, в Минске уже две недели работает круглосуточный бассейн), подольше прогуляться с собакой, всласть заняться йогой... Будешь спорить, что эти пару часов оздоровления перед рабочим днем скажутся на состоянии организма куда продуктивнее, чем самая сладкая сонная неподвижность? Кроме того, сейчас ранним утром можно переделать массу бытовых дел, которые иначе отвлекали бы от работы или общения с семьей. Появились автомойки, СТО и шиномонтажи, работающие в ночное время. Думаю, не за горами то время, когда между 5 и 7 часами утра можно будет заняться шопингом или даже сходить в кино. В отличие от «жаворонков» «совы» уже сегодня могут пользоваться всеми развлекательными прелестями в часы, отвоеванные у сна.

Я вообще–то по ночным клубам не хожу, но раньше часа ночи не ложусь — когда в доме все спят, наступает лучшее время для просмотра фильмов (в наушниках), чтения книг и компьютерных игр (грешен, каюсь). Встаю в 7 и потом целый день не ощущаю никакого снижения энергичности, в сиесте тоже не нуждаюсь. Поинтересовался бы, на что ты тратишь благодатный подарочный месяц, отвоеванный у койки, да понимаю — у тебя, наверное, его просто нет. А у Цезаря был. И у Леонардо да Винчи. А также у Наполеона, Эдисона, Черчилля... Все эти люди отводили на сон от 3 до 5 часов в сутки, что отнюдь не помешало им стать знаменитостями. Может быть, как раз напротив. Разве помнили бы их до сих пор, если бы они занимались не научными открытиями и военными победами, а правильно и аккуратно, точно по советам профессора Уолкера, пардон, дрыхли?

rud@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter